«Брюссель будет разрабатывать единую систему контроля за мигрантами»

Специальный репортаж Юрия Мацарского

Правительство Венгрии торопит строителей стены на границе с Сербией. Официально власти заявляют, что иначе как возведением препятствия проблему беженцев не решить. При этом критики венгерских властей уверены, что сама эта проблема во многом спровоцирована именно руководством страны. С подробностями – политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Темпы строительства стены на границе с Сербией посчитал неудовлетворительными лично венгерский премьер Виктор Орбан. По его словам, на возведение этого сооружения стоит отправить больше рабочих и скорее закончить строительство, так как полиция и армия уже не справляются с задачей сдерживания потока беженцев. Впрочем, слово «беженцы» Орбан не произносил, так как прежде заявил, что следующие через территорию Венгрии люди так называться не могут, потому что стремятся в Западную Европу не убегая от опасности, а для получения личных выгод. Венгрия же, уверяют власти, страдает исключительно из-за своего географического положения — страна лежит на пути миграционных потоков, идущих из Ближнего Востока через Турцию и страны бывшей Югославии в богатые государства старой Европы.

В Будапеште даже предлагают, не отказываясь от строительства стены, помогать финансами Турции, чтобы добравшиеся до ее территории сирийцы и жители других ближневосточных стран получали все необходимое в турецких лагерях беженцев и не стремились дальше на Запад. Президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин считает, что рано или поздно Брюссель действительно пойдет на увеличение финансирования лагерей беженцев в Турции и других странах.

«Уже начинают они думать о том, чтобы финансировать лагеря в Турции, той же Иордании, Ливане, может быть, еще где-то. За территорией ЕС создавать предварительные лагеря, где бы проходила первая проверка, — кому давать какой статус, принимать не принимать, отправлять обратно. К этой идее они опять сейчас вернутся и начнут возводить такие бастионы, но и у себя внутри они будут разрабатывать универсальные правила, единую систему, которой можно было бы оперативно управлять, а не как сейчас», — рассказал «Коммерсантъ FM» Поставнин.

Беженцы переправляются в Германию или Австрию через территорию Венгрии уже не первый год. Только сирийцы тысячами бегут в Европу от войны в родной стране с 2011 года. И нынешнее обострение ситуации с мигрантами, говорит активист из Будапешта Мария Морозова, было осознанно спровоцировано правящей венгерской партией «Фидес», зарабатывающей политические очки на разжигании ксенофобии.

«Начиная с января, идет активная политика, «Фидес» — это правящая партия, которая сеет ненависть к беженцам, начиная с кампании, на плакатах писали, что «не надо Венгрии беженцев, они приезжают в Венгрию и забирают нашу работу», — все было написано на венгерском. Так же было написано: «Мы не хотим беженцев в этой стране», и к этому присоединяется Праворадикальная партия. Ситуацию создают искусственно, беженцам не предоставляют нормальных условий транзита, если люди попадают в лагерь, у них нет возможности куда-то уехать, либо они не знают, как это сделать. Поэтому люди едут на вокзал, государство вообще не помогает, не предоставляет им никакого убежища. В Будапеште такой хаос создался, обычный наблюдатель это видит и ужасается», — отметила Морозова.

В Венгрии, продолжает активист Морозова, общественное мнение сейчас четко поляризовано: часть граждан страны уверена в том, что прибывающие в страну мигранты представляют серьезную опасность для венгерского общества, тогда как другие считают их несчастными людьми, достаточно натерпевшимися на родине и продолжающими страдать от равнодушия уже европейских властей. У каждой из сторон свои доводы в пользу собственной правоты. Те, кто против помощи мигрантам, указывают, что среди беженцев много тех, кто бежит в Европу не из воюющих Сирии или Ирака, а, например, из ныне вполне мирного Косово. Те же, кто выступает за оказание помощи беженцам, говорят, что мигранты стали пешками в политической игре и должны получить поддержку вне зависимости от того, ищут ли они в Европе спасения от бомб или от бедности. И не дело венгерских властей — решать, кого пропускать дальше на Запад, а кого оставлять за строящимся еще забором.

Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули говорит, что мир действительно столкнулся с небывалым прежде числом людей, ищущих убежища в Европе, что, впрочем, не отменяет того факта, что людей этих политики используют в своих интересах.

«Количество беженцев за последний год сильно возросло в силу известных событий на Ближнем Востоке, и действительно они уже несколько месяцев скапливались на приграничных странах ЕС, в частности, Венгрии. Есть и объективная проблема, поскольку беженцев очень много, и венгры не хотят за них на себя брать ответственность. С другой стороны, есть и очевидное желание правительства Орбана заработать на этом некоторые очки, потому что населению не нужны эти люди в Венгрии, и Орбан будет выглядеть патриотично и защитником интересов венгров, если он попросит этих людей как можно быстрее уехать», — уверен Тэвдой-Бурмули.

Венгрия с ее непростым государственным языком и небольшими выплатами, полагающимися беженцам, представляет мало интереса для мигрантов. Они стремятся в более богатые страны старой Европы, где проще социализироваться или, по крайней мере, получить большие пособия. И страны эти, в первую очередь, Германия и Австрия, уже приняли тысячи человек, добравшихся туда через Венгрию. Но потенциальных мигрантов на порядок больше. Так, только из Сирии за годы войны бежало около 4 млн человек, пока временно поселившихся в Ливане или Турции, но готовых отправиться за лучшей долей дальше.

Вся лента