«Современный мир — это мир непрерывного образования»

Экономический редактор журнала «Деньги» Максим Кваша в интервью «Ъ FM»

Нужен ли современному человеку диплом о высшем образовании? Чем российское образование лучше зарубежного? В чем отечественные вузы и школы уступают иностранным? И как изменилось образование в России за последние годы? Эти и другие вопросы в рамках совместного проекта «Коммерсантъ FM» и журнала «Деньги» ведущий радио новостей Анатолий Кузичев обсудил с экономическим редактором издания Максимом Квашой и другими гостями программы «Действующие лица».

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ


«Того, как учили раньше, уже мало»

Максим Кваша о школьном образовании в России: «Нынешним школьникам приходится знать гораздо больше, больше базовых навыков приобретать. Например, работа с информацией стала базовым навыком, компьютерная грамотность. Экономическая жизнь стала более сложной. Это находит очень мало отражения в российской школьной программе».

Заслуженный учитель России, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург о школьном образовании: «Да, нынешним школьникам гораздо сложнее. Другое дело, что у нас у всех ностальгия по советскому прошлому. Там были плюсы, например, фундаментальное образование все-таки давалось. Но что сегодня выяснилось? Если взять все международные рейтинги, то с точки зрения фундаментальности наши ребята на уровне. Но как только нужно практическое применение полученных знаний, то тут мы слезаем на последние места. Или же применить полученные знания в изменившейся ситуации — и опять это плохо. Сегодня в новых федеральных государственных стандартах поставлена сложнейшая задача: нужно дать так называемые надпредметные знания, то есть умение работать с информацией, ее группировать. Это задачи, которые в советской школе не решались».

«Надо переучивать учителей. Сейчас параллельно идет реформа высшего педагогического образования. В один день это все сделать, безусловно, нельзя. Трудно требовать от учителя то, чему его никто не учил. Дети стали сложнее. Значительная часть детей, причем не только в крупных городах, но есть дети, у которых русский — не родной, и дома на нем они не говорят. Это уже новая компетенция педагога — изучение русского как иностранного. Это давно стало фактором. В Москве таких детей — до 20%. Надо учить детей жить вместе. Идет очень сложный процесс. Надо набраться терпения и понимать, что так, как учили раньше, — этого уже мало. Учитель был раньше единственным источником информации. Сегодня в условиях глобальных сетей это просто смешно. Не надо делать из учителя культа. Учитель должен быть гибким, быть навигатором в поиске информации».

«В течение жизни образованные семьи зарабатывают на трехкомнатную квартиру»

Максим Кваша о зарплатах выпускников: «На моей памяти это впервые: в России удалось посчитать, на сколько больше зарабатывают образованные люди в среднем. Очень давно хотелось написать по мотивам американской поговорки, то, что диплом колледжа – это миллион долларов за всю жизнь, хотелось посчитать, а сколько это в России. И вот в статье исследователей Высшей школы экономики мы узнали, что в семьях москвичей, где ни у кого нет высшего образования, доходы на 25% ниже средних, а там, где у всех взрослых высшее образование, – на 20% выше. Дальше простая арифметика: средний доход в Москве – 55 тыс. руб. по 2014 году, средний состав семьи 2,7 человек. Получается, что в течение жизни образованные семьи зарабатывают на приличную трехкомнатную квартиру – 15 млн руб. в ценах 2014 года.

Второе доказательство, которое у нас обнаружилось и мы не могли не начать писать статью, — это впервые Минобразования делал мониторинг зарплат выпускников, собрав данные от Пенсионного фонда. Оказалось, что самая высокая средняя зарплата оказалась у выпускников Российского исламского института в Казани. Там небольшое количество студентов, средний возраст 34 года, и, видимо, в этой выборке есть какой-то главный муфтий или большой чиновник. Поэтому «Деньги» просеяли выборку, откинули вузы, где явно второе высшее образование, где очень мало выпускников. У нас получился свой рейтинг самых «козырных» вузов. Первые два места в нем делит одна специальность — гражданская авиация. Это вузы, которые готовят пилотов: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище. Тут все понятно — у пилотов во всем мире большая зарплата. Третье место – Академия внешней торговли Минэкономразвития, но там и выпускники не очень молодые».

«Мы выпускаем из школы не готовых к взрослой жизни людей»

Максим Кваша о высшем образовании в России: «По статистике, 53,5% взрослых трудоспособных граждан в России имеют диплом о высшем образовании. Это гораздо больше, чем в среднем в развитых странах, в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Процесс девальвации высшего образования — это то, что мы наблюдаем каждый день. Мы видим людей с дипломом о высшем образовании, которые, на мой взгляд, его не заслуживают».

«Да, действительно, высшее образование здесь и в США в 70-80-е годы — это были два разных высших образования, точно так же, как они были разные в Штатах и в Европе. Они и сейчас разные. Но, как правило, все люди находят общий язык, особенно если речь о профессиональных темах. С девальвацией другая проблема. Несколько лет назад я довольно много говорил с разными серьезными российскими экспертами по образованию. Они сходятся на одной простой вещи: у нас слишком короткое школьное образование. Мы слишком рано выпускаем из школы, мы выпускаем из школы не готовых к взрослой жизни людей. Поэтому первая ступень нашего нынешнего высшего образования — бакалавриат — в значительной степени несет функции социальной адаптации. Бакалавриат — это не совсем высшее образование, это подготовка молодых людей к взрослой жизни».

«Хорошее высшее образование прежде всего учит человека учиться. Это база. Мы живем в мире, который очень быстро меняется. Современный мир отличается тем, что это мир непрерывного образования. Если ты хочешь не отстать, тебе надо непрерывно бежать».

Вся лента