«Хорошо, что "Ашан" обратился в суд»

Ритейлер не согласен с претензиями Россельхознадзора

Проверка магазинов сети «Ашан» была запланирована еще в прошлом году и находится вне политического контекста, заявили в пресс-службе Роспотребнадзора. Там подчеркнули, что специалисты регулярно инспектировали и другие крупнейшие федеральные сети. О выявлении нарушений в магазинах «Ашан» сообщил Россельхознадзор. В частности, в ходе проверки мясной продукции в четырех гипермаркетах было обнаружено почти 90% фальсификата. Руководство «Ашана» пытается оспорить постановление Россельхознадзора через суд. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Противостояние между Россельхознадзором и «Ашаном» выходит на новый уровень. Ритейлеру удастся в суде опровергнуть претензии со стороны Россельхознадзора?

— Скорее всего, удастся, потому что иначе не подавал бы «Ашан» в суд. Они ведь обжалуют не все выявленные нарушения, как я понял, а только то, что у них выявлено мясо конины в говяжьем фарше, и что-то еще в этом роде. Это дело достаточно тонкое. Тут выводы будут базироваться на результатах экспертиз. Если надлежащим образом взяли пробы, есть контрольные пробы у Россельхознадзора, суд наверняка назначит свою судебную экспертизу. Что она там найдет, в зависимости от этого будет вынесено решение суда. Мы все заинтересованы в истине.

Это хорошо, что «Ашан» обратился в суд. Другое дело, что, конечно, органам власти это не нравится. Они обращаются крайне редко в суды с претензиями к надзорным органам. Но мы, потребители, конечно, заинтересованы в появлении истины. Действительно ли нас обманывают, подсовывая нам не то, что мы ожидаем, или это что-то такое от лукавого?

— Почему в официальном заявлении пресс-службы Роспотребнадзора прозвучала фраза о том, что эти проверки находятся вне политического контекста?

— Хотелось бы в это верить. План проверок публикуется на сайте Роспотребнадзора, любого государственного ведомства. «Ашан» очень скоро скажет, был ли он там. Я сейчас смотрю сайт Роспотребнадзора, но здесь только вижу проверки, которые будут в сентябре. Пока не нашел.

— Роспотребнадзор говорит о том, что это внеплановые проверки, то есть это официальная формулировка. Что касается внеплановых проверок, какими полномочиями в этом вопросе обладает Россельхознадзор?

— Ровно теми же, что и при плановых проверках. Другое дело, что для внеплановых проверок нужны два условия. Первое — должна быть какая-то информация о том, что что-то не в порядке у того, кого хотят проверить. Это может быть информация от любого гражданина. А второе — должны согласовывать с органами прокуратуры внеплановые проверки, что, на мой взгляд, конечно, неправильно.

Я горячий сторонник того, чтобы надзорные органы, прежде всего, Роспотребнадзор не занимался как раз плановыми проверками, в них смысла, на мой взгляд, просто ноль. Огромное количество проводится этих проверок, больше 100 тыс. в год, в среднем выявляются по два нарушения, копеечные, там до сих пор было в среднем по 3 тыс. штрафы, и сейчас на порядок увеличат штрафы, изменится Административный кодекс, но все равно для крупных сетей или производителей это все мелочи.

— Это совсем немного, конечно. Все же боятся остаться без «Ашана», все боятся, что «Ашан» по тем или иным мотивировкам могут просто деятельность приостановить.

— Моя семья тоже в основном закупается в «Ашане», мы привыкли. Ведь кроме надзора есть простая потребительская оценка, куда люди ходят. Ясно же, что пробовали в разные, уж в Москве хватает магазинов, сетевых и не сетевых, и огромное количество людей голосует своими кошельками за «Ашан». Мы тоже, бывает, покупаем что-то нехорошее там. Тем не менее, все-таки мы выбираем по соотношению цен и риска попасть на некачественный товар. Выбрали для себя «Ашан». Мне бы не хотелось. Если «Ашан» остановится, значит, конкуренции станет меньше, а это всегда работает против потребителя.

— Петр Борисович, не лежит ли в одной плоскости недавнее предложение запретить крупным торговым сетям, ритейлерам, в частности, имеется в виду, в том числе и «Ашан», производить линейки продуктов под собственной маркой? Не секрет, что большинство сетей именно таким образом и ведут недорогие бюджетные продукты. В случае если такой запрет будет введен, это серьезно ударит по бизнесу ритейлеров сейчас в России?

— Это не в интересах потребителя. Зачем они берутся за это, как кому-то кажется, непрофильное для них занятие, выстраивают, организуют у себя цеха специальные? Это удешевляет для них продукт, а это значит, что удешевляет и для нас с вами. И это в наших интересах. Считать, что они это сделают хуже, закупая мясо на своих распредцентрах, превращая его в фарш, они это сделают, что этот фарш будет хуже, чем тот, который готовило им мясоперерабатывающее предприятие и поставило, почему, с какой стати? Оно свежее должен быть. Я думаю, что элементы конкуренции тут есть. Конечно, мясоперерабатывающим предприятиям хотелось бы поставлять продукт большей переработки, он дороже, если они сами перемололи, это будет дороже.

Вся лента