«Многое из происходящего на экране уже было сделано куда лучше в других фильмах Аллена»

Кинообозреватель «Коммерсантъ FM» Даниил Ротштейн рассказал о самой громкой премьере этой недели — фильме «Иррациональный человек».

Фото: Filmz.ru

Я никогда не понимал тех, кто всерьез критикует фильмы Вуди Аллена XXI века. Действительно, мэтр выпускает немало слабых по его меркам картин: на каждое удачное попадание вроде лент «Матч Поинт» или «Полночь в Париже» приходится досадный промах в виде «Сенсации» или «Магии лунного света». Новая картина классика — черная комедия «Иррациональный человек» — далеко не лучшая работа Аллена, но, опять же, эта характеристика мало что значит в контексте человека, который уже почти полвека чуть ли не ежегодно выпускает свежее кино.

Итак, Хоакин Феникс играет Эйба Лукаса — депрессивного профессора философии, который утратил смысл жизни. На первых порах кажется, что картина до ужаса банальна, поскольку все начинается с разгорающегося романа между Эйбом и молодой студенткой в исполнении Эммы Стоун.

Но простой романтической историей Аллен не ограничивается: вкус к жизни Эйбу возвращает не столько симпатичная рыжая студентка, сколько мысли, и не только мысли — об убийстве. У «Иррационального человека» большой замах, картина претендует на размышления об интеллектуалах и их месте в мире, о различиях между жизнью и заумными размышлениями о жизни, но, увы, все это не складывается в хорошее кино.

Страдает сценарий: в бесконечных отсылках к мыслителям от Канта до Достоевского, герои забывают разговаривать как живые люди, и да, многое из происходящего на экране уже было сделано куда лучше в других фильмах Аллена, даже относительно неудачной «Сенсации». Кстати, ассоциации с тем фильмом для «Иррационального человека» вообще смертельны, потому что нынешняя муза Аллена — рыжая и большеглазая Эмма Стоун совсем неинтересна по сравнению со Скарлетт Йоханссон. И все же, с учетом сказанного: любой, даже слабый фильм Вуди Аллена неизмеримо лучше поставлен и снят, чем большинство современных картин — и как-то странно жаловаться, когда живой классик каждый год исправно выпускает новую картину.

Вся лента