Правила игры

выбрасывает в атмосферу обозреватель отдела бизнеса Анатолий Джумайло

Вчера глава американского Агентства по охране окружающей среды (EPA) Джина Маккарти и президент США Барак Обама передали горячий привет российским угольщикам. В сообщении, озаглавленном "Шесть вещей, которые каждый американец должен знать о "Плане чистой энергии"", госпожа Маккарти обозначила главные индикаторы амбициозной программы по переходу страны на зеленую энергетику вместо ископаемого топлива: к 2030 году уровень выбросов CO2 в энергетике США должен сократиться на 32% по отношению к 2005 году. Начать снижение выбросов энергетики и контролирующие этот процесс власти штатов должны с 2022 года, причем делать это Джина Маккарти предлагает "любым способом, который они сочтут наиболее разумным".

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

В США традиционно лидировала угольная генерация, на которую и сейчас приходится около 35% от вырабатываемой электроэнергии. Но теперь ее догнала газовая — после сланцевой революции дешевый газ стал быстро вытеснять уголь. Когда EPA в прошлом году объявила ориентиры "Плана чистой энергии" (сокращение выбросов на 30% к 2030 году и старт программы в 2020 году), угольные компании США и лоббисты отрасли взвыли: было понятно, за счет кого планируется оздоравливать нацию. Но за все время обсуждения плана они добились лишь отсрочки на два года. Вчера американские угольщики снова заявили о необоснованности предлагаемых правил и потенциальном удорожании электроэнергии. "Свыше 20 штатов будут оспаривать правила в суде",— подчеркнули в Arch Coal, призвав власти других штатов присоединяться к борьбе, а Барака Обаму — к развитию низкоуглеродных технологий работы с углем.

По данным агентства IHS Inc, которые приводит Bloomberg, профицит энергоугля в США составляет около 50 млн тонн в год. А запасы страны, по оценке немецкого Федерального института геологических наук и природных ресурсов, крупнейшие в мире — 223 млрд тонн (32% общемировых; в России — 70 млрд тонн, или 10%). Сланцевая революция уже привела к тому, что с 2010 до 2012 года экспорт энергоугля из страны вырос более в два раза, до 55 млн тонн, что обрушило цены и обострило конкуренцию на рынке. До девальвации рубля в конце 2014 года российские угольщики уступали американским позиции в Европе, обострилась и борьба за рынок АТР. При дешевом рубле себестоимость угля из России на $20-30 на тонну ниже, чем у американских конкурентов, но мои собеседники в отрасли и аналитики полагают, что если план Обамы и EPA будет принят, то, чтобы не снижать производство, американцы опять попытаются нарастить экспорт. А это, конечно, опять обрушит цены и подрубит сук, на котором пытаются усидеть сами экспортеры — не только из США, но и из России. Остается только верить, что просто так эти парни из Кентукки не сдадутся.

Вся лента