«Российские стартапы часто ориентированы на внутренний рынок»

Москва заняла 13-е место по уровню развития инновационных бизнес-проектов

Стартапы в Москве редко приносят прибыль. В рейтинге компании Compass российская столица заняла 13-е место из 20 по развитию стартап-экосистемы. Собеседники «Коммерсантъ FM» связывают отсутствие перспектив роста с неблагоприятным инвестиционным климатом.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Москва заняла 13-е место среди 20 городов мира по уровню развития рынка стартапов. К таким результатам пришла компания Compass. В исследовании The Global Startup Ecosystem Ranking учитывались пять показателей деятельности стартапов, в частности, эффективность инвестирования, возможность доступа к венчурному капиталу и квалификация кадров. Рейтинг также сформирован, исходя из ожиданий роста отрасли. Лучшими городами для молодых предпринимателей стали Сан-Франциско, Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Москва за последние три года поднялась на одну строчку.

По двум показателям Москва оказалась в группе лидеров. В российской столице один из самых высоких уровней доступности и квалификации кадров — второе место из 20. Городу также присвоено восьмое место по достаточности национального рынка для развития новых проектов. При вложении средств в стартапы также учитываются перспективы выхода из инвестиций — это может быть продажа проекта, слияние с более крупными компаниями или IPO. Аналитики отмечают, что в Москве число таких сделок существенно сокращается. Это означает, что индекс эффективности инвестиций остается низким. По этому критерию российская столица находится на 17-ой позиции в общем рейтинге. Кроме того, у Москвы наихудший показатель ожидаемого роста рынка стартапов — 1 балл из 10. Для сравнения, динамика развития в индийском Бангалоре оценивается почти в 5 баллов, хотя город в общем рейтинге занимает 15-е место.

Большинство новых проектов в России слишком привязаны к национальному рынку, считает генеральный директор компании Genotek Артем Елмуратов. Этот фактор существенно препятствует развитию отрасли, уверен эксперт.

«Стартапы могут развиваться, несмотря на политическую и экономическую нестабильность, потому что они более гибкие. Но при этом, конечно, должна быть некая воля государства и желание государства помогать им или, как минимум, не мешать. Есть большая проблема у российских стартапов — они часто ориентированы на российский рынок, в отличие, допустим, от Сингапура или ряда европейских столиц, где нет возможности ориентироваться на домашний рынок, и стартапы сразу делают международные решения. Здесь два основных фактора: наш рынок довольно непонятен для иностранных игроков, поэтому есть ниша для российских предпринимателей, а во-вторых, он все-таки относительно большой», — подчеркнул Елмуратов в эфире «Коммерсантъ FM».

Развитию рынка стартапов в Москве также препятствует плохой инвестиционный климат, отметил руководитель клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково» Виталий Полехин.

«Что касается поддержки, что касается талантов, в Москве все хорошо. Есть небольшая проблема с инвестиционным климатом. Этот момент связан именно с геополитической ситуацией. Многие иностранные фонды ушли с российского венчурного рынка, и российские венчурные фонды стали смотреть на другие страны, потому что они не видят в ближайшие два-три года выхода на российском рынке. Но объем «ангельских» инвестиций вырос на 30%. Венчурные фонды вернутся именно тогда, когда эти стартапы, проинвестированные бизнес-ангелами, наберут силу и потребуют серьезных инвестиций именно от венчурных фондов», — полагает Полехин.

В Москве, по данным Compass, насчитывается от 2,5 до 4 тыс. стартапов. В Кремниевой долине их число варьируется от 14 до 19 тыс. В Лондоне работают около 5,5 тыс. новых проектов.

Юлия Безрукова

Вся лента