Heineken диверсифицируется на Амуре

Завод компании в Хабаровске поборется за местный рынок кваса

Heineken объявила о начале выпуска кваса на площадках по всей стране, в том числе с мая — в Хабаровске, на бывшем заводе «Амур-пиво». Параметры проекта не раскрываются, в 2014 году филиал занял второе место в крае по производству пива, уступив по объемам филиалу «Балтики» в пять раз. Местные производители кваса перспективы Heineken не комментируют. По подсчетам экспертов, «Амур-пиво» имеет от 150 тыс. до 1,5 млн дал свободных мощностей, что сопоставимо с валовым производством кваса в крае (менее 180 тыс. дал), но для успеха новой марки придется потратиться на маркетинг.

Желание Heineken поить хабаровчан теперь еще и квасом придется подкрепить продвижением новой марки

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

С мая хабаровский филиал пивоваренной компании Heineken (бывший завод «Амур-пиво») начинает выпуск кваса под маркой «Русич», сообщили в Heineken. Аналогичные производства компания запускает по всей стране, в частности, на площадках в Калининграде, Стерлитамаке и Иркутске. Директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов пояснил, что решение выпускать квас принято в связи с падением пивного рынка. Раскрывать параметры производства в Хабаровске и планируемую к занятию его продукцией долю рынка господин Болматов не стал, отметив лишь, что «технология производства кваса похожа на пивную, поэтому компании не пришлось делать дополнительные инвестиции в оборудование». В самом филиале Heineken от комментариев отказались.

По данным минсельхоза Хабаровского края, по итогам 2014 года филиал Heineken «Амур-пиво» стал вторым по объемам производства пива в регионе. Из 20,21 млн дал продукции на него пришлось 16% (порядка 3,23 млн дал). Около 82% (16,57 млн дал), по данным ведомства, произвел хабаровский филиал ПАО ПК «Балтика», еще около 2% (чуть более 400 тыс. дал) пришлось на ОАО «Дальпиво» (Комсомольск-на-Амуре). Безалкогольных напитков за прошлый год местные производители разлили 402 тыс. дал, на квас пришлось 44% (около 176,9 тыс. дал). Его производили хабаровское ООО «Тайга» (38%, или 67,2 тыс. дал), ООО «Горпищекомбинат» из Комсомольска-на-Амуре (35%, или 61,9 тыс. дал) и «Дальпиво» (27%, или 47,7 тыс. дал). Завод «Тайга» может выпускать «до 150 т кваса за летний период», уточнил главный специалист управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации Хабаровска Вячеслав Козлов. Статистику по объемам рынка реализации кваса в регионе чиновники не ведут. В одной из ведущих сетей продуктового ритейла, имеющей точки во всех крупных городах Хабаровского края, сообщили „Ъ“, что за 2014 год реализовали 92,99 тыс. дал кваса.

Связаться с гендиректором ОАО «Дальпиво» Сергеем Раимовым „Ъ“ не удалось, никто, кроме него, прокомментировать перспективы Heineken от имени предприятия не рискнул. Гендиректор ООО «Тайга» Геннадий Фурсов комментировать планы Heineken наотрез отказался. В филиале «Балтика-Хабаровск» сказали, что компанию «мало волнуют притязания Heineken». «Пиво — приоритетное направление для нашей компании. Завод в Новосибирске справляется с производством безалкогольной продукции, обеспечивая напитками Сибирь и Дальний Восток, расширяться мы не планируем»,— сказала „Ъ“ управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в Дальневосточном регионе ПАО ПК «Балтика» Елена Рыжкова.

Аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин отмечает, что мощность завода «Амур-пиво», по данным самой же Heineken, 2 млн гл, что составляет около 760 тыс. дал. Если предположить недозагруженность мощностей филиала хотя бы на 20%, что «уже превышает среднеотраслевые показатели по региону», то «объем выпуска кваса составит около 150 тыс. дал, что сопоставимо с объемом местного квасного рынка», предполагает эксперт. Источник в отрасли, впрочем, отмечает, что мощности «Амур-пива» после реконструкции 2000 года составляют 5 млн дал в год, сейчас предприятие недозагружено на 25% — порядка 1,5 млн дал, «это и есть резерв для кваса». В то же время, «наличие свободных производственных мощностей еще не гарантирует конкурентоспособность продукции», подчеркивает Тимур Нигматуллин. «Вряд ли производитель быстро сможет завоевать рынок. Скорее всего, компании предстоят существенные маркетинговые расходы на продвижение»,— говорит эксперт.

Юлия Болошенко, Дмитрий Щербаков

Вся лента