"Не нужно демонизировать ситуацию со сбоем в работе НСПК"

В работе Национальной системы платежных карт произошел первый сбой. Банки не могли переводить деньги в ночь со вторника на среду. Приговор новому проекту выносить пока рано, однако многие платежные системы, в том числе Visa и MasterCard, с самого начала сомневались в его жизнеспособности, напоминают эксперты "Коммерсантъ FM".

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Национальная система платежных карт дала первый масштабный сбой. О нарушениях работы НСПК заявил генеральный директор компании Владимир Комлев. По его словам, это произошло не из-за ошибок программного обеспечения или архитектуры системы. Неполадки в банковском процессинге начались в ночь на среду и продолжались почти пять часов, сообщила корреспондент газеты "Коммерсантъ" Елена Ковалева.

"По словам представителей крупнейших банков, сбой произошел ориентировочно в полтретьего ночи по московскому времени и продолжался где-то до 7.15-7.16 утра. По словам наших источников, все операции, которые должны проводиться через процессинг НСПК, не проходили, банки ничего не могли поделать в этой ситуации. При этом операции, которые проводили сами банки в своей системе, по своим картам, в своих банкоматах, они проводить могли. Это первый случай сбоя НСПК. В тот момент, когда переводили MasterCard на НСПК, многие банки опасались того, что, возможно, будут сбои, они даже предупреждали об этом клиентов на своих сайтах, но никаких сбоев не случилось", — рассказала Ковалева.

Переход международных платежных систем Visa и MasterCard в НСПК должен был завершиться к 1 апреля. Пока перевести свой процессинг в Россию смогла только компания MasterCard. Сбои в работе системы были ожидаемы, поэтому существенного ущерба они не принесли, отметил председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.

"Не нужно как-то демонизировать произошедшую ситуацию: понятно, что это новый большой проект, и, действительно, в нем возможны сбои, это вполне объяснимо. Возможно, если бы проект был бы более долговременным в разворачивании, то ситуация была бы более стабильной, но это чистое допущение. Скорее, здесь речь идет не о финансовых ущербах, но о репутационных проблемах, связанных с жалобами клиентов. Банки предупреждали, но клиентам, понятно, от этого не легче и не проще", — подчеркнул Достов в эфире "Коммерсантъ FM".

Нарушения именно в архитектуре Национальной платежной системы возможны, ведь на запуск проекта было отведено мало времени. Так считает IT-обозреватель портала "Банки.ру" Михаил Дьяков.

"Сбои такого рода чаще происходят в узких местах, то есть даже если изначально при укладке архитектуры все предусмотрели, все равно связь того же операционного клирингового центра с банками может зависеть от многих факторов, например, от магистральных провайдеров интернета. И тут тоже НСПК мало что может сделать для обеспечения надежности, хотя они сами по себе достаточно надежны. Весьма вероятно, что это побочный эффект каких-то инфраструктурных работ. НСПК строилась в спешке и, вполне возможно, они что-то еще там доделывают", — предполагает Дьяков.

Решение о создании единого центра для обработки внутрироссийских банковских трансакций было принято весной прошлого года. Тогда США наложили санкции на ряд российских банков, и платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт этих кредитных организаций.

Юлия Безрукова

Вся лента