"Имущество, нажитое в ходе совместной жизни, должно быть поделено 50/50"

Новые поправки в Семейный кодекс могут приравнять гражданский брак к официальному. С инициативой выступил адвокат Александр Добровинский, который надеется таким образом защитить права детей. Собеседники "Коммерсантъ FM" не отрицают плюсов данного предложения, однако отмечают, что его реализация в современных судебных реалиях невозможна.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Сожительство могут приравнять к законному браку. С такой инициативой выступил адвокат Александр Добровинский. Он намерен предложить Госдуме внести соответствующие поправки в Семейный кодекс. Если так называемое партнерство будет узаконено, сожители будут иметь равные права на совместное имущество. Кроме того, это защитит права детей, которые рождены в таких семьях. Адвокат Александр Добровинский уверен, что два года совместной жизни уже можно считать полноценным браком.

"Это вещь, мне кажется, необходимая, начиная с периода проживания вместе год или два, появляется ответственность у людей, которые живут вместе. Потому что это, конечно, полная глупость, если люди живут вместе восемь лет, и после того, как они расстались, один из сожителей не имеет право ни на что. Я считаю, что имущество, которое было нажито и приобретено в течение совместной жизни, должно быть поделено 50/50. Мы начинаем в середине мая собирать подписи по стране, все "за" и, к моему большому удивлению, в основном "за" мужчины, женщины тоже, но мужчины двумя руками голосуют", — рассказал Добровинский.

В некоторых странах Евросоюза заключать брак в госорганах не требуется. Сожители могут доказать свое право на имущество через суд. А на Кипре и в Великобритании законным считается брак, заключенный в церкви. В России приравнивать сожительство к браку также не обязательно, достаточно изменить судебную практику, считает адвокат Ян Гунчиков.

"Я бы решил этот вопрос постановлением пленума Верховного суда. Ввести просто короткую норму о том, что доказательства совместного ведения хозяйства суд учитывает при так называемом совместно нажитом имуществе. Вы доказываете, что вместе в магазин ходили, вместе телевизор покупали, есть свидетели, к вам ходили люди. Суд даст оценку этому, правда, наши суды будут отрицательно относиться, они формально относятся к рассмотрению таких дел. Если практики нет, то надо прямо у Верховного суда собрать, вынесут на пленум и все будет хорошо", — уверен Гунчиков.

Адвокат Александр Добровинский также предлагает ввести алименты не только на детей, но и на брошенного супруга. По мнению Добровинского, это может укрепить семейные узы и уменьшить количество разводов. Однако доказать, кто именно должен выплачивать алименты, практически невозможно, отметила замдиректора Общественного института демографической безопасности Элина Жгутова.

"Причина развода у нас не выяснятся, тогда как мы можем определить, кто кого бросил: богатая супруга выкинула мужа из дома бедного-несчастного, или развод состоялся потому что богатый муж бросил жену. Какие-то справки будут — не очень понятно, как это все подтверждать? Любые материальные кнуты, не все, конечно, но, безусловно, на какую-то толику разводов будет меньше. Трудно предсказать, это будут фактические или формальные вещи: с одной не развелся, зато с другой в гражданском браке. Тут все настолько сыро, и база аргументов очень слабая", — сообщила Жгутова.

По данным Росстата, с 2006 года количество разводов на 1 тыс. населения почти не меняется. В 2012 году было заключено более 1,2 млн браков. При этом распалось примерно 640 тыс. семей. А в 2013 году зарегистрировано почти 668 тыс. разводов.

Полина Смертина

Вся лента