"Ускорение падения российского ВВП будет вполне логичным"

Темы падения ВВП России в этом году ускорятся в четыре раза — до 2,9%. Такой прогноз дал Всемирный банк. Еще в декабре эксперты ожидали снижение лишь на 0,7%. Председатель совета директоров инвест-группы "Норд-капитал" Яков Шляпочник ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

Фото: Сергей Шахиджанян, Коммерсантъ

Темы падения ВВП России в этом году ускорятся в четыре раза — до 2,9%. Такой прогноз дал Всемирный банк. Еще в декабре эксперты ожидали снижение лишь на 0,7%. Председатель совета директоров инвест-группы "Норд-капитал" Яков Шляпочник ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

Причины пересмотра динамики российского ВВП — напряженные отношения с Украиной, экономические санкции, перспективы стагнации экономики еврозоны и падение цен на нефть.

— Какова ваша оценка этого прогноза?

— Пока очень трудно оценить последствия санкций или последствия стагнации экономики еврозоны, но если взять просто долю нефти, нефтепродуктов, газа в ВВП, которая составляют 16,9% по оценке на конец прошлого года, то при падении нефти еще на 25% прогноз падения ВВП увеличился в пять раз, что вполне логично. Я думаю, что это такой средний прогноз — не консервативный и не совсем уж оптимистичный.

— Вполне возможно, он будет еще пересмотрен, если цены на нефть будут и дальше падать?

— Да, плюс он не учитывает мультипликативные эффекты, потому что при сокращении доли нефти в ВВП страдают и другие сектора. Их доля в ВВП тоже сокращается, но это очень трудно оценить заранее. Поэтому может быть и больше. Но может быть и не все так плохо, потому что экономика России довольно мобильна, и, возможно, будет просто все переориентировано на другой импорт или на другие страны. Я так скажу: это вполне адекватный прогноз.

— Сейчас нефть торгуется на отметке порядка $46 за баррель, конечно же, наши власти обещают, не обещают — наоборот, ждут, когда падение цены достигнет дна. Вот какое может быть это дно, каким может быть падение ВВП при таком дне? Потому что 3% как мы выяснили с вами — не предел.

— Давайте посчитаем. Аналитики $80 за баррель использовали как бенчмарк. Если нефть упадет до $20, да, то это составит 60% падения, и нефть занимает 17% ВВП, то есть максимально может быть сокращение на 10%.

— 9-10%, да, так и получается. Всемирный банк также дал оценку по темпу роста мировой экономики, эксперты ожидают, что показатель увеличится на 3% в этом году, и драйвером роста будут низкие цены на нефть тоже. Вот на это что скажете?

— Здесь я полностью согласен, потому что медиана роста мировой экономики, как известно, — это 2,2%, понятно, что небольшое увеличение возможно за счет падения цены на нефть. И уже заметно выросли акции компаний, производящих машины в США, вы это слышали, западные рынки быстрее реагируют на падение цен на нефть. Бензин падает, потребление растет. То есть в развитых экономиках это эффект быстрее начинает проявляться.

— Получается, они от падения цен на нефть даже выигрывают в некотором смысле?

— Да-да, конечно. Вот доля нефтяных компаний в индексе S&P 500 США не больше 9%, энергетических компаний. Для всех остальных нефть и другие энергоносители — это сырье, соответственно, если стоимость сырья падает, то прибыль растет.

Вся лента