Парадоксы китайского гламура

Дмитрий Косырев считает, что эпоха «дорого и глупо» позади

Как социалистический принцип опоры на собственные силы работает в сфере капиталистического потребления

В Китае есть такая профессия — "красивая женщина"

Фото: Bilderberg / AFP

Дмитрий Косырев

Самое интересное в этой теме — как сочетать борьбу с коррупцией и за скромность руководящих работников с развитием внутреннего потребительского рынка. Две задачи, которые явно противоречат друг другу. Либо вы потребляете, либо нет. А когда потреблять надо осторожнее... Был момент, когда рынок роскошных напитков и такой же еды в Китае зашкаливал за счет знаменитых китайских банкетов. Да-да, для гостей Поднебесной — в первую очередь, но и для своих тоже. Выставить на стол какой-то грандиозный коньяк долларов за тысячу вдобавок к моллюску абалоне и супу из акульих плавников — это было нормально. А сейчас для руководящих работников правило банкета — три блюда плюс суп. Ну пусть это преувеличение, но обороты ресторанного бизнеса поначалу заметно упали. А это ведь означает снижение ВВП...

И речь не только о еде. "С замедлением экономического роста и с продолжающимся искоренением коррупции эпоха низко висящих фруктов для иностранных компаний, по сути, закончена",— пишет автор рецензии на сразу две замечательные книги (изданы в Гонконге на английском). В обеих упомянутым иностранным компаниям объясняют, как им теперь вести себя на рынке роскоши и прочих гламурных товаров в сегодняшнем Китае. Одна книга называется скучно — "Суперпотребители Китая", а вторая просто здорово, "Династия Блин".

Блин — это не то же, что Мин или Тан, или Цин, и это не блин как таковой; это слово на лондонском кокни означает всякие стразы и прочие большие блестящие предметы в ушах, на пальцах и т.д. за несуразные деньги. Так или иначе, пусть партийные и государственные чиновники в сегодняшнем Китае ведут себя строго, кроме них есть еще и обычные граждане, для которых эпоха династии Блин не кончилась. Этих граждан в одной из упомянутых книг называют "самым большим и самым важным в мире потребительским классом со времен послевоенной Америки". И формулируют ситуацию так: "Китай переживает трансформацию из всемирной фабрики к роли первого из мировых демонстрационных залов роскоши. Увеличившиеся доходы населения вместе с быстрой урбанизацией создают демографию" для этого замечательного процесса.

Китайские потребители, однако, имеют свои особенности, которые интересно знать не только иностранным брендам, но и нам. Особенно с учетом того, что, как и в Китае, "новорусская" эпоха увлечения бессмысленной роскошью и магией гламурных брендов по объективным и иным причинам завершилась. Но жизнь, как и в Китае без коррупции, очень даже продолжается. Начиналась-то она там так же, как у нас и везде: только что переехавшие в большой город провинциалы мечтали о знаменитой иностранной марке с этикеткой напоказ. А дальше...

Обратим внимание на некоторые полезные особенности сегодняшнего китайского рынка одежды, украшений и прочих радостей жизни. Для начала — есть в стране такая профессия, как "красивая женщина". На повседневном уровне это выглядит так: открывается новый магазин, у входа вас встречает выводок моделей неземной красоты, набрали из студенток, улучшили косметикой и платьями из коллекции магазина. Да, китаянки бывают очень хороши не только в кино.

А откуда эта красота берется? Из товаров, которые ее делают. И вот очередной конкурс "Мисс Китай", но мисс выбирается бельевой компанией, это как бы ее лицо и собственность. Название компании приводить не будем, она международная и нам известна, но... модельеры, мастера и материалы уже давно все китайские. Победила 13 прочих кандидаток и стала "Мисс Китай" Сю Найцин — в золотом белье с золотым же павлиньим хвостом из расходных материалов, все они местные...

Конкурсов в стране великое множество, это прибыльная отрасль экономики, в ней заняты десятки тысяч людей. Гонорары, зарплаты... скандалы по поводу взяток судьям...

Но продолжаем главную тему. Вот в "Жэньминь жибао" — портреты 20 первых красавиц страны, по версии этой газеты. Номер первый, Сунь Ли, в чем-то розовом с воланами непонятного происхождения. Вторая — Бригитта Линь — в стиле "золотой чанкайшистский век", то есть 30-е годы. Происхождение этой одежды вполне очевидно. Третья — Мэгги Чун — одета домом мод "Чэньмань", острые приподнятые плечи, стоячий воротник, опять же воланы у обшлагов...

В этом суть дела: они все потребляют и рекламируют что-то местное.

Не забудем, что жена нынешнего главы государства Си Цзиньпина — тоже звезда, звезда народной музыки Пэн Лиюань. В ее гардеробе, как все знают, одежда только от китайских дизайнеров.

Одна из двух упомянутых книг — которая "Суперпотребитель" — описывает происходящее очень подробно. Когда великие международные имена только приходили в Китай, они везли чудовищно дорогой товар с собой. Дальше начали делать его на месте, используя местную рабочую силу. Еще дальше появились местные материалы, а потом и местные дизайнеры. Которые стали создавать коллекции с учетом китайских вкусов.

А они, китайцы, вообще-то умные, все об этом знают и хорошо разбираются в качестве. И спрашивают себя: а почему у иностранцев так дорого? Если взять тех же местных дизайнеров, материалы и рабочую силу, то... То получатся местные бренды. В которые разумнее инвестировать, чем с ними бороться. Что и происходит. А раньше тот же путь прошли потребители Южной Кореи, так что ничего случайного. Эпоха "дорого и глупо" позади.

Китайская экономика в целом сейчас, повторим, в стадии перехода. От массовых экспортных производств с дымящими трубами (от которых нечем дышать в больших городах) к работе на местного потребителя, причем работе все более тонкой, с добавленной стоимостью: в случае с гламуром добавляется артистизм и интеллект опять же местных кутюрье, плюс опыт тех, кто работает на машинках и машинах.

Экономика, которая вчера работала на экспорт, а сегодня ей движет потребление,— это, например, вот что. Скопированный в Германии (конкретно в Дрездене) рождественский рынок игрушек и украшений в Шанхае, на набережной Хуанпу. Вроде бы что им Рождество? Но если это хороший повод устроить праздник и организовать сбыт абсолютно европейских украшений, которые там же и делаются... Опять все китайское. Включая 16-метровую искусственную елку, украшенную 20 тысячами огоньков. Это ведь тоже прибавление к ВВП. И чисто местное.

И музыка этот самый ВВП прибавляет... Да, рок-фестивали — прекрасный двигатель опять же коммерции. Кстати, пошла китайская рок-музыка из заведения под названием "Мао рок-хаус". Мао — тот самый. Вообще-то марку создали... японцы, но в 2007 году открыли филиал в Пекине. Успех громадный.

Вернемся к коррупции и безумной роскоши. Борьба с чиновниками, пускавшими пыль в глаза, привела к занятному результату: ушла мода на безумные цены. Роскошные подарки стали менее роскошными, по опросам — средний ценник богатого китайца, выбирающего подарок, стал на 25 процентов меньше. Зато стало больше богатых китайцев... А с чиновников теперь, оказывается, спрашивают за то, способствуют ли они организации мероприятий, которые дают работу местным производителям и делают жизнь китайцев, пусть не каждый день, праздником. Вот этих самых конкурсов красоты, фестивалей и ярмарки тщеславия местных домов мод.

Вся лента