Охота за технологиями

Локализация иностранных производств в энергетической сфере должна обеспечивать инновационное развитие отрасли, приток иностранных инвестиций, обучение и знакомство российского персонала с современными разработками. Однако, как указывают эксперты, нередко зарубежные компании занимаются лишь сборкой на территории России, не передавая никаких технологий. Какие иностранные производители, работающие в сегменте энергетики России, взаимодействуют с отечественными партнерами, разбирался корреспондент BG Игорь Герасимов.

Россия имеет сильные позиции в сегменте производства турбин, однако по ряду других направлений ситуация выглядит более плачевно

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Среди компаний, которые активно сотрудничают с Россией, можно выделить Vireo Energy, которая осуществляет прямые собственные инвестиции в производство энергии из возобновляемых источников, прежде всего в сфере биоэнергии (то есть выработки энергии из органических источников), Schneider Electric, являющийся ведущим разработчиком и поставщиком комплексных энергоэффективных решений для энергетики и инфраструктуры, промышленных предприятий, объектов гражданского и жилищного строительства, а также центров обработки данных. Кроме того, GE Energy — один из крупнейших в мире поставщиков технологий производства электроэнергии и энергоснабжения, ООО "Сименс Технологии газовых турбин" — производство и обслуживание газовых турбин мощностью выше 60 МВт для России и СНГ; Asea Brown Boveri Ltd. — ведущий поставщик силового оборудования и технологий для электроэнергетики, транспорта, инфраструктуры и автоматизации производства; ОАО "Энел Россия" — производитель электрической и тепловой энергии (совокупная установленная мощность компании составляет 9677 МВт для производства электричества и 2382 Гкал*ч для выработки тепловой энергии); Alstom — крупная французская машиностроительная компания, один из мировых лидеров в производстве энергетического оборудования и железнодорожного транспорта.

Воспользоваться моментом

Эксперты говорят о том, что сейчас на рынке, несмотря на высокие риски, существует реальная возможность увеличить эффективность отечественным производителям и стать более конкурентоспособными.

Руководитель секции "Финансирование в энергосбережение" при Госдуме РФ, генеральный директор холдинга "Теплоком" Андрей Липатов утверждает, что локализация, если и возможна, то только в технологиях. "Иностранная компания может выйти на российский рынок, если она привносит только технологии, а элементную базу будет покупать на внутреннем либо азиатском рынке. Изготовление продукции из европейских элементов приведет к ее неконкурентоспособности. А реальность такова, что сегодня западные компании, если и локализуют производство в России, то занимаются сборкой, что экономически необоснованно, хотя и является возможностью обойти санкции. Если открывать производство сегодня, потратив миллионы евро в ожидании прибыли, то при непредсказуемом курсе валют есть шанс, что вы никогда не сможете не только заработать, но и просто вернуть инвестиции. Даже при наличии рынка сбыта", — поясняет господин Липатов.

При этом Андрей Липатов отметил позитивный момент для российских производителей: повышается конкурентоспособность отечественных товаров по отношению к европейским. "Поскольку инфляционный рост отстает от курсового, конкурентоспособность наших товаров на европейских и мировых рынках растет. Для российской экономики это реальный шанс", — говорит господин Липатов.

Заместитель генерального директора — исполнительный директор АО "Атомпроект" Сергей Петров утверждает, что в атомных проектах, разрабатываемых инженерами "Атомпроекта", доля зарубежного оборудования мала, в ценовом выражении она не превышает 10% от общего объема контракта. "Конечно, на наших объектах присутствуют зарубежные технологии — насосные установки, некоторое электротехническое оборудование, специальные арматуры. Но для атомной отрасли риска, что при ограничении поставок иностранных технологий мы столкнемся с трудностями в реализации проектов, нет. Наши поставщики работают по всему миру, нет привязки к определенной стране или производителю, наравне с Европой у нас много контрактов и с азиатскими странами. Важно то, что все основное и самое главное оборудование, так называемое "сердце" будущего энергообъекта, всегда заказывается и закупается на российских предприятиях. Это в первую очередь, конечно, реакторные установки. С каждым годом перечень отечественной номенклатуры расширяется", — рассказывает господин Петров.

Подход к СП

Как ранее писал "Ъ", в электротехнической отрасли России действуют 15 совместных предприятий с зарубежными производителями. В их числе два СП с Alstom — у "Русгидро" по выпуску гидроэнергетического оборудования и "Атомэнергомаша" по выпуску турбин и генераторов, СП американской General Electric с ОАО "Интер РАО" и "Ростехом" — "Русские газовые турбины", СП En+ Group и "Росатома" (на базе ОАО "Евросибэнерго") для сооружения реактора на быстрых нейтронах.

Алексей Кудинов, руководитель департамента консалтинга Института проблем предпринимательства, приводит в пример Alstom и ОАО "Атомэнергомаш" (машиностроительный дивизион российской госкорпорации "Росатом").

"Компаниями в 2007 году было создано совместное предприятие "Альстом-Атомэнергомаш". Было подписано соглашение о производстве машинных залов АЭС, укомплектованных оборудованием на базе тихоходной технологии "Арабелль" (Arabelle). Также в основные виды деятельности СП входят: производство тихоходных турбин и генераторов мощностью 1200-1800 МВт, систем пароперегревания и конденсаторов турбин; инженерное сопровождение и комплектация турбинных отделений, их сервисное обслуживание и модернизация. В декабре 2012 года совет директоров СП "Альстом-Атомэнергомаш" принял решение разместить площадку для производства оборудования машинных залов в Волгодонском филиале "АЭМ-Технологии" (ПО "Атоммаш") в городе Волгодонске Ростовской области. Там же запущена подготовка производства отдельных компонентов тихоходной турбины, в рамках исполнения заказа для Балтийской АЭС. На "Атоммаше" есть возможность для изготовления любого энергомашиностроительного оборудования, а также его отгрузки всеми видами транспорта, в том числе водным с собственного причала", — рассказывает господин Кудинов.

Генеральный директор ООО "Силовые машины — Тошиба. Высоковольтные трансформаторы" Андрей Пищиков рассказывает, что компания "Силовые машины" и корпорация "Тошиба" реализовали проект по созданию СП и строительству трансформаторного завода в Санкт-Петербурге, который был возведен "с нуля" всего за два года. "Это уникальное предприятие по производству высоковольтных трансформаторов широкой линейки класса напряжения и мощности (110-750 кВ), не имеющее аналогов не только в России, но и в мире по уровню технологического оснащения. Оборудование, установленное на заводе, изготовлено в соответствии с индивидуальными техническими заданиями, которые были составлены совместно с японскими специалистами исключительно для данного производства. В отличие от многих СП, завод имеет полный цикл производства — от раскроя электротехнической стали и сварки до сборки и испытаний", — рассказывает господин Пищиков.

В "Силовых машинах — Тошиба. Высоковольтные трансформаторы" заявили, что за первый год работы заводу удалось сделать многое: загрузка была обеспечена еще на этапе строительства — "Силовые машины" заказали два трансформатора напряжением 110 кВ и мощностью 63 МВА каждый для нужд Первого пускового комплекса, расположенного рядом.

По словам господина Пищикова, сегодня эти машины уже смонтированы на объекте и подключены. "Завершено изготовление аналогичного оборудования для подстанции "Лесной ручей" в промышленной зоне Парнас на севере Санкт-Петербурга. По первому заказу ФСК ЕЭС изготовлены и доставлены на объект два трансформатора для тюменской подстанции "Губернская". Также по заказу ФСК выполняется сборка двух трансформаторов для реконструкции подстанции "Дальняя" во Владимирской области. До конца года произведем две машины для Благовещенской ТЭЦ мощностью 160 и 25 МВА. Всего к настоящему моменту произведены и успешно испытаны шесть единиц продукции, включая оборудование напряжением 220 кВ, которого изначально не было в планах", — сообщил он.

Что касается загрузки на 2015 год, то уже заключены договоры и ведется проектирование для подстанций "Мосэнерго" и трех объектов ФСК ЕЭС — подстанций "Ижевская", "Салда" и "Газовая". Для последней требуется изготовить трансформатор с повышенным классом напряжения 500 кВ. Всего на 2015 год законтрактовано около 60% от плана, из них менее четверти приходится на маломощные машины. Еще 10% рассчитываем добавить в портфель заказов до конца декабря. Также руководство СП обсуждает с ФСК ЕЭС возможность участия в проектах модернизации энергосистемы Западной Сибири, и сейчас СП готовится к тендеру на реконструкцию трех подстанций в Краснодарском крае.

И хочется, и колется

При локализации компании сталкиваются с целым рядом трудностей.

Олег Шевченко, вице-президент по энергетическим проектам ЗАО "РЭП Холдинг", говорит, что пока трудности для западных компаний создают их собственные правительства, вводя санкции. "Большинство компаний притормозили инвестиции в развитие бизнеса в России", — говорит он.

Алексей Кудинов рассказывает, что существуют риски отсутствия заказов в связи с кризисом, дефицит квалифицированных кадров, высокий износ производственных фондов, отсутствие налаженной сети поставщиков, таможенные пошлины, трудности с лицензированием импорта электроники, изменение действующего налогового и правового законодательства, изменение макроэкономических показателей.

По словам господина Пищикова, на начальной стадии переговоры "Силовых машин" и Toshiba были непростыми, так как сказывалась разница в российском и японском менталитете, в подходах к работе. "Но мы всегда стараемся находить компромиссные решения, идем на обоюдные уступки. Уже к завершению строительства мы стали намного быстрее и проще находить общий язык. Но теперь этот период завершен, у нас работают люди, которые понимают и принимают принципы работы компании. В техническом отношении также были определенные сложности, например приведение в соответствие с российскими стандартами и нормативами методов проектирования оборудования, а также принципов построения системы управления качеством на производстве. Как итог — у нас действует система качества, полностью соответствующая и стандартам корпорации Toshiba и всем российским и международным нормативам. Кроме того, мы внедрили правила системы "5С" и следуем им, что стало такой же неотъемлемой частью повседневной работы персонала, как на японских предприятиях", — заверил господин Пищиков.

Если же говорить о плюсах для отечественной экономики, то, по словам господина Кудинова, локализация обеспечивает устойчивое инновационное развитие отрасли, приток иностранных инвестиций, обучение и знакомство российского персонала с современными разработками и технологиями, стратегическое сотрудничество по созданию совместных предприятий для реализации инновационных технологических проектов.

Господин Пищиков считает, что совместное предприятие — особый формат взаимодействия бизнес-партнеров, который делает сильных игроков рынка еще более конкурентоспособными. "Для корпорации Toshiba сотрудничество с "Силовыми машинами" даст возможность расширить присутствие японской электротехнической продукции на российском рынке. Для "Силовых машин" — это часть бизнес-стратегии, направленная на расширение компетенций и укрепления статуса поставщика комплексных решений для энергетики. Трансформаторы — это новый и перспективный продукт, который дополнит линейку выпускаемой "Силовыми машинами" продукции для оснащения электростанций всех видов и мощностей. Если смотреть глобально, то создание в Петербурге нового трансформаторного производства на базе технологий Toshiba даст положительный эффект для развития российской экономики, ликвидировав техническое отставание в области трансформаторостроения. Создание завода будет способствовать развитию смежных производств в связи с тем, что значительная часть закупок будет осуществляться у отечественных производителей", — уверяет он.

По словам господина Пищикова, российским энергокомпаниям новое производство позволит значительно снизить долю импортируемого оборудования и получить продукцию высокого уровня качества и надежности, что в целом будет способствовать повышению энергоэффективности электросетевого комплекса. "Кроме того, энергетики будут получать продукцию по приемлемым ценам и с комфортной логистикой", — заключает он.

Вся лента