Прямые включения Коммерсантъ FM с проекта «Бизнес-образование в России»

Коммерсантъ ФМ 09.12.2014

"Коммерсантъ FM" и ОАО Банк ВТБ продолжают процесс проект "Бизнес-образование в России". Сегодня в Санкт-Петербурге управленцы президентской программы учатся экономике и стратегическому менеджменту. Занятие проводят специалисты Высшей школы менеджмента Санкт-петербургского госуниверситета. На месте работает корреспондент радио новостей Алексей Киселев. Алексей, раньше вы рассказывали про различные варианты MBA, корпоративные программы. Сейчас вы находитесь на президентской программе, о чем речь, в чем отличие, что это?

КОРР.: Это еще один способ улучшить свои деловые бизнес-навыки, причем в данном случае за счет государства и собственного работодателя. Финансирование получается паритетным: по 33% дает региональный и федеральный бюджеты и 33% - направляющая организация. Сейчас у меня на руках не самый последний буклет, но ценник здесь значительно более лояльный, чем у программ бизнес-обучения. Можно сказать, что он на порядок ниже. Даже если забыть, что платит в данном случае не сам слушатель. Полное название – «Программа подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства», причем попасть на нее, как я с удивлением для себя обнаружил, может практически любой желающий как от бизнеса, так и от государства, есть разделение по сферам работы, но все же. К слову сейчас учатся исключительно управленцы так или иначе связанные с медицинской тематикой. Однако, подробнее об этих студентах и о том, что они здесь изучают, я расскажу в нашем следующем включении, через два часа. А сейчас рядом со мной доцент кафедры маркетинга ВШМ СПбГУ Сергей Кирюков. Расскажите, курсы вашей кафедры включены каким-то образом в президентские программы?

Сергей КИРЮКОВ: В случае президентской программы читается базовый курс "Маркетинг в здравоохранении", этот курс читают лучшие наши преподаватели. Поэтому знания, которые получают слушатели в рамках президентской программы, отличаются практической направленностью и высоким уровнем по всем направлениям.

КОРР.: Расскажу слушателям, что вы большой специалист в таком популярном в мире, но пока не очень развитом в России направлении, как стратегический маркетинг и иногда, затрагивая эту тему в разговорах с высокопоставленными управленцами, я вижу, что у всех разное понимание, что же это такое. Какое определение предпочитаете вы?

Сергей КИРЮКОВ: Действительно, курс стратегического маркетинга присутствует далеко не во всех программах бизнес-школ РФ, но, тем не менее, некоторые школы его уже включают в свои программы и пытаются развивать. Я бы дал такое определение: что стратегический маркетинг - прежде всего это систематический анализ потребностей покупателей и определение будущих стратегий маркетинга, которые включают в том числе и стратегию развития рынков.

КОРР.: В данном случае потребителей вы пытаетесь каким-то образом воспитывать в рамках подобной стратегии?

Сергей КИРЮКОВ: Скорее, мы хотим понять, кто наш потребитель, каковы его потребности и в каком направлении должны эти потребности развиваться. Главным здесь является определение будущих рынков и в соответствии с этим какие-то скрытые, латентные потребности выявляются и дальше компания должна придумать свою стратегию, какой-то хитрый ход, чтобы эти потребности удовлетворять наилучшим образом.

КОРР.: А можно ли как-то научиться стратегическому маркетингу и где лучше этому учится в России, за рубежом, в рамках каких курсов?

Сергей КИРЮКОВ: Ну, если вы собираетесь работать в России, то конечно лучше обучатся стратегическому маркетингу именно в России. Опыт здесь накоплен довольно большой, и многие компании, особенно средние, крупные и сверхкрупные уже давно используют стратегический маркетинг в качестве инструмента своего развития. Прежде всего, конечно, это выявление целевых рынков и определение собственных факторов конкурентоспособности. Наверное, главное в стратегическом маркетинге - это поиск и нахождение, удержание конкурентных преимуществ. Именно конкурентные преимущества делают наш маркетинг таким сильным, устойчивым и приносят значительную выгоду в будущем.

КОРР.: Хорошо, а какие знания и навыки получают студенты в рамках курса по стратегическому маркетингу?

Сергей КИРЮКОВ: Прежде всего, слушатели должны определить, кто такой наш потребитель, что представляют собой рынки и в какую сторону они могут развиваться. Обязательно программа включает анализ клиентов и клиентское поведение, поскольку стратегический маркетинг можно рассматривать как своеобразную платформу для развития клиентоориентированного менеджмента и всего, что связано именно с этим. Не случайно, как аналог стратегического маркетинга воспринимается такая дисциплина как менеджмент, ориентированный на рынок. Поэтому в центре всегда клиент, а все, что клиента окружает - это как раз предмет и задача стратегического маркетинга.

КОРР.: Для каких управленцев в первую очередь нужны знания по стратегическому маркетингу?

Сергей КИРЮКОВ: Стратегический маркетинг совершенно точно актуален для топ-менеджеров и для управленцев среднего звена, поскольку им завтра придется заменить тех, кто сегодня находится у руля организации, и как раз определение направления будущего развития здесь находится в фокусе внимания.

КОРР.: Большое спасибо. Напомню, что у нас в гостях был доцент кафедры маркетинга ВШМ СПбГУ Сергей Кирюков. Сергей, спасибо большое.

Сергей КИРЮКОВ: Спасибо.


Коммерсант-ФМ и банк ВТБ продолжают проект "Бизнес-образование в России". Сегодня в Санкт-Петербурге управленцы президентской программы учатся экономике и стратегическому менеджменту. Занятия проводят специалисты Высшей школы менеджмента СПБГУ. На месте продолжает работать корреспондент Коммерсант-ФМ Алексей Киселев. Алексей, снова здравствуйте. Вы обещали поподробнее рассказать про президентскую программу - кто студенты, какие условия обучения.

КОРР.: Да. Как я уже говорил, сейчас здесь обучаются управленцы, связанные со здравоохранением: это и главврачи, и их заместители, директора частных клиник, аптечных сетей - люди с совершенно разным опытом и разного возраста, причем такие различия только на руку. Специально спрашивал про эффект синергии как у преподавателей, так и у самих слушателей - как они говорят, это отличная возможность заполнить пробелы в образовании. Наверное, приведу небольшой пример: еще с советского прошлого главврачами в медучреждениях в основном становились профессиональные медики, а не управленцы - а опыт здесь нужен немножко другой. И сейчас врачи получают необходимые знания. Теперь давайте немного о самом курсе и программе: среди дисциплин - экономика для менеджеров, общий менеджмент, маркетинг услуг, финансовые руководители, управление финансовыми ресурсами, человеческими, бизнес-тренинги лидерства и множество других. А попасть при этом в программу можно просто обратившись в региональную комиссию, где есть квоты. Там проверят управленческий стаж - насколько я понимаю, нужно быть управленцем около трех лет - навыки работы с компьютером, оценят проект, с которым человек приходит и который хочет реализовать в рамках обучения, и все - зачисление. Единственное, что остается - это учиться очень упорно, и придется это делать с отрывом от производства. 550 часов за полгода, по две недели в месяц - достаточно тяжело. Выгода слушателей от программы очевидна, но здесь также есть прямая выгода и для государства, и для бизнеса. Подобные знания помогают налаживать диалог в рамках государственно-частного партнерства, и сейчас рядом со мной доцент кафедры государственного и муниципального управления, заведующий лабораторией Центра исследований государственно-частного партнерства Светлана Маркова - Светлана Валентиновна, здравствуйте.

Светлана МАРКОВА: Здравствуйте, Алексей.

КОРР.: Насколько я понимаю, ваш центр, он в принципе сейчас работает над развитием государственно-частного партнерства, и последнее интервью было с вашим коллегой Андреем Ивановым. Он рассказывал про 3 основных направления деятельности лаборатории: это научные исследования, разработка и реализация образовательных программ и экспертная деятельность. Напомню, что вы организовались только 9 сентября - ну, как удалось приступить к реализации данных стратегий?

Светлана МАРКОВА: Да, знаете, нам удалось приступить к реализации и успешно развивать все те направления. Буквально на прошлой неделе, 4 декабря, Центр исследования ГЧП организовал и провел в рамках федеральной недели "Транспорт-2014" в Москве отраслевую конференцию ГЧП в сфере безопасности дорожного движения, которая собрала большое количество российских и иностранных экспертов в сфере ГЧП, включая Министерство транспорта, региональных властей, представителей Организации объединенных наций, Автодор, Росавтодора. И нам удалось провести очень оживленную содержательную дискуссию, было очень интересно. Мы сейчас осуществляем 2 проекта в сфере ГЧП, управление исками, и применимость российского опыта.

КОРР.: Большое спасибо.

Вся лента