"Вместо слова "кризис" я бы использовал слово "осторожность"

Ведущие российские банки сократили расходы на рекламу впервые за несколько лет. В нестабильной ситуации участники рынка действуют осторожно и первоначальная задача для них — удержать существующих клиентов, считают эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Российские банки впервые за пять лет урезали расходы на рекламу. Об этом сообщает газета "Известия" со ссылкой на отчет Центробанка о прибылях и убытках кредитных организаций. За год — с октября 2013-го по октябрь 2014-го — бюджеты банков на продвижение сократились на 12% — до 22,5 млрд руб. До этого падение было лишь в кризисный 2009 год — тогда оно составило 29%. Однако следующие четыре года был отмечен поступательный рост. И темпы его доходили до 50%.

В сложное время банки первым делом сокращают траты на рекламу, а в существующей экономической обстановке она и не сильно им нужна, пояснил директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев.

"Реклама — это первое, что подпадает под сокращения расходов. Все прекрасно понимают, что ждут не самые лучшие времена, ну и опять-таки закрытие внешнего кредитного окна никого не радует. Понятно, что ведущие наши розничные банки — Сбербанк, ВТБ, "Альфа-банк" — сохранят свои позиции без всякой рекламы. Также раньше активно росли и доходы населения, и выручка и прибыль предприятий — было, за что бороться. Сейчас новых денег достаточно мало, поэтому не факт, что рекламные бюджеты — это та игра, которая стоит свеч", — отметил Разуваев.

В числе банков, которые сократили рекламные бюджеты, оказались ВТБ, "Русский стандарт", Сбербанк, Газпромбанк и Райффайзенбанк. Банки оптимизируют расходы на продвижение и предпочитают рекламировать не кредиты, а вклады, чтобы увеличивать ликвидность, отметил директор группы коммуникаций STRONG Дмитрий Сендеров. Однако говорить о серьезных проблемах пока рано, подчеркнул эксперт.

"Остается самое важное — поддержание отношений с уже имеющимися клиентами и удержание клиентов. Второй момент, который мы наблюдаем, — это перетекание части бюджета с телевидения в сегмент интернета. Судя по тем проектам, которые мы ведем, я бы не стал использовать слово "кризис", я бы использовал слово "осторожность": компании хотят понять, что они будут иметь взамен, каким будет результат вложений в рекламу. С другой стороны, все прекрасно понимают, что если ты ушел с рекламного рынка, потом наверстать упущенное будет очень сложно", — уточнил Сендеров.

Впрочем, на банковском рынке есть и игроки, которые, наоборот, увеличили расходы на рекламу. В их числе "Лето-банк", Бинбанк, Ситибанк и Московский кредитный банк. Никакие внешние факторы не повлияли на рекламный бюджет, отметил владелец Московского кредитного банка Роман Авдеев.

"Мы в рамках годового бюджета действуем. Традиционно мы даем много рекламы под Новый год. Взятие кредитов, размещение депозитов под Новый год возрастает. Так что мы реагируем на какую-то ситуацию, то есть мы бюджет на рекламу не пересматривали. У нас никаких чудес нет, мы никуда не дергаемся", — сообщил "Коммерсантъ FM" Авдеев.

По прогнозу агентства "Зенит Оптимедиа", в 2015 году весь российский рекламный рынок вырастет на 0,8%. Это произойдет благодаря увеличению бюджетов на интернет, отмечают аналитики.

Лилия Пономарева

Вся лента