Курорты тонут без снега

Все более теплые петербургские зимы негативно сказываются на деятельности горнолыжных курортов, ставя некоторые из них на грань выживания. Бизнес пытается бороться с глобальным потеплением, расширяя спектр предоставляемых услуг.

На сегодняшний день в окрестностях Петербурга насчитывается восемь крупных горнолыжных центров: "Игора", "Золотая долина", "Красное озеро", "Снежный", "Охта-парк", "Пухтолова гора", "Северный склон" и"Туутари-парк", а также восемь небольших, имеющих от одного до трех склонов. Эксперты оценивают спрос на услуги данных курортов в течение сезона в 8-12 тыс. человек в день, при этом популярность зимних видов спорта среди петербуржцев продолжает расти.

Вместо шопинга

По данным правительства Санкт-Петербурга, в 2013 году каждый четвертый житель Северной столицы систематически занимался спортом, при этом, по некоторым оценкам, поклонники зимних видов спорта, в том числе горных лыж и сноуборда, составляют 4-5% населения.

"Нужно отметить, что в последние три-четыре года популярность горнолыжного отдыха стала увеличиваться особенно быстро. Больше всего посетителей горнолыжных курортов приходится на субботу и воскресенье. В будние дни это в основном молодежь и профессионально ориентированные лыжники. В выходные — любители активного досуга, спортивного образа жизни, семьи с детьми, имеющие средний уровень дохода и выше среднего. Появляются и корпоративные клиенты, которые, по оценкам участников рынка, составляют 10-15% от всех посетителей", — отмечает Любава Пряникова, старший консультант департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге.

Аудитория курорта и его посещаемость зависят не только от качества и количества трасс, набора предоставляемых услуг и их стоимости, но также от удаленности курорта от города. В пределах 30 км от Петербурга расположены четыре курорта: "Охта-парк", "Юкки-парк", "Туутари-парк" и "Северный склон". "Пухтолова гора" и "Игора" являются курортами средней удаленности, находясь на расстоянии 40-55 км от города. Самые удаленные — 90 км от Петербурга — курорты расположены в Коробицыно ("Красное озеро", "Снежный" и "Золотая долина"). При этом близкие к городу курорты имеют маленький перепад высот и короткие спуски, поэтому ориентированы в основном на новичков, в то время как удаленные курорты предлагают более сложные и разнообразные трассы, привлекая публику, уже имеющую навыки катания.

"Чем ближе курорт к городу, тем больше людей его посещают, — отмечают в "Туутари-парке". — Как правило, расположенные поблизости от Петербурга курорты выбирают новички. Это люди, которые устали от хождения по торговым центрам и хотят попробовать что-то новое. Альтернативой шопингу в выходные становятся горные лыжи. Часто к нам приезжают целыми семьями, вместе с детьми. Как правило, это представители среднего класса, так как цены на услуги достаточно высокие".

Попробуй, окупись

В сезон основной доход курортам приносят продажа скипассов и прокат снаряжения, хотя структура доходов сильно изменилась в последние годы. "Раньше прокат являлся одной из основных статей дохода для горнолыжного курорта, но сейчас спортивное снаряжение становится все доступнее — купить сноуборд на распродаже можно уже за 6-7 тыс. рублей. В результате курортам в последние годы пришлось максимально расширить спектр предоставляемых услуг, круглогодично предлагая в аренду коттеджи, проводя корпоративные мероприятия, открывая на своей территории спа- и медцентры, создавая трассы для "ватрушек", катки, развивая тренерские школы", — комментирует Наталья Гончарова, директор по маркетингу Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate.

Несмотря на постоянно растущую аудиторию горнолыжных курортов, рентабельность многих из них является очень низкой. По оценкам участников рынка, зимой в выходные размер выручки курорта составляет около 2 млн рублей, в праздничные дни — до 4 млн рублей. В будни поступления меньше — до 1 млн. Суммы более чем скромные, учитывая, что инвестиции в строительство качественного горнолыжного курорта достигают $10 млн, а сезон длится не более 3-4 месяцев в году.

"Окупаемость таких проектов зависит от посещаемости и продолжительности сезона и, как правило, составляет не менее 12-15 лет, — констатирует Мария Дворецкая, руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL. — Привлекательность этого вида бизнеса зависит от продолжительности сезона, а в Петербурге зимы не всегда снежные и длинные. Если рассматривать только горнолыжный сегмент, то зарабатывать на нем непросто, ведь он характеризуется высокими финансовыми вложениями, в том числе в эксплуатацию. Для уменьшения срока окупаемости проекта в него необходимо включать другие элементы, позволяющие привлекать большее количество клиентов, в том числе не на один день, то есть рестораны, гостиницы, конференц-залы, предусматривать возможность проведения корпоративных мероприятий, а также альтернативное использование в летний сезон".

Кто на новенького?

В связи с низкой рентабельностью владельцы горнолыжных курортов в России все активнее задумываются об их продаже. Например, в 2013 году Российский аукционный дом пытался продать курорт "Красное озеро" — один из самых популярных и развитых горнолыжных центров Ленинградской области. Начальная цена объекта составляла 700 млн рублей, цена отсечения — 350 млн рублей. Однако покупателя найти не удалось.

"Предыдущий сезон был очень сложным как для курортов Ленинградской области, так и для многих курортов, расположенных в других регионах Российской Федерации. Ряд из них в настоящий момент продаются, так как в прошлом сезоне понесли убытки. Курорты под Петербургом также являются не слишком доходными, и продать их сложно. Это очень капиталоемкий бизнес с трудно прогнозируемым периодом окупаемости ввиду непредсказуемости погодных условий", — сообщили в "Туутари-парке".

"Продажа горнолыжного курорта не является простой, — подтверждает Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg. — Каждый такой курорт — это уникальный объект недвижимости и одновременно бизнес-проект, который существенно сложнее в эксплуатации по сравнению с такими традиционными объектами инвестиций, как офисы или склады. Именно из-за своей специфичности и сложности нахождения оптимального баланса между транспортной доступностью и природными условиями, объемом инвестиций и качеством инфраструктуры, высокой зависимости успешности от качества эксплуатации горнолыжные курорты нельзя отнести к наиболее инвестиционно привлекательным объектам недвижимости".

Возвратная экономика

Как ни странно, повысить рентабельность горнолыжных курортов могут введенные в 2014 году экономические санкции и изменение курсов валют, что уже заставило около 15% россиян, обычно проводящих отпуск за границей, отказаться от таких поездок. "Полагаю, что в этом году меньше людей поедет кататься за границу и, возможно, мы увидим увеличение посещаемости наших горнолыжных курортов, — надеется Иван Щасный, директор курорта "Пухтолова гора". — Хотя погода нас пока не радует: зиму обещают снежную, но ноябрь и декабрь, очевидно, будут такими же теплыми, как и в прошлом году".

Участники рынка согласны с тем, что экономические санкции могут положительно отразиться на индустрии зимних видов спорта, перераспределив туристические потоки. "Цены на российских горнолыжных курортах в два-три раза ниже, чем на европейских, где день катания с арендой снаряжения, покупкой скипасса и обедом на склоне обойдется в несколько сотен евро, в то время как в Ленобласти — в 2-3 тыс. рублей в день, — комментирует Наталья Гончарова. — Конечно, уровень сервиса и возможностей для катания несравним, но даже несмотря на существующие различия в качестве отечественных и европейских курортов, я не считаю, что в Ленобласти можно и нужно строить что-то подобное. Перепад высот на Карельском перешейке не превышает 120 м, а создавать копию швейцарских Альп за счет искусственных сооружений не имеет смысла: инвестиции будут исчисляться десятками миллиардов рублей и никогда не окупятся".

Да и сам рынок горнолыжных курортов, по мнению эксперта, близок к насыщению. "В сложившихся условиях, когда курорты работают на грани рентабельности, можно говорить уже не о конкуренции, а о борьбе за выживание, поэтому я не вижу возможности для строительства новых курортов в окрестностях Петербурга", — уверена Наталья Гончарова.

В таких условиях разумной представляется модернизация и развитие существующих курортов. Однако инвестиции в обновление подъемников, снаряжения, закупку техники и строительство новых объектов требуются значительные — до нескольких миллиардов рублей. Далеко не все владельцы курортов готовы вкладывать такие средства, предпочитая продать затратный проект. По мнению участников рынка, повысить уровень оснащения горнолыжных курортов в России и увеличить их посещаемость можно только с помощью государственной поддержки массового спорта.

Ольга Лазарева

Вся лента