КОРОЛЕВСКИЙ НАЕЗД

"ФОРМУЛА-1" В СОЧИ

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

Для меня долгожданное Гран-при "Формулы-1" в Сочи не только громкий праздник международного автомобильного спорта и не только первый российский национальный этап "Королевских гонок". Гран-при "Формулы-1" в Сочи — это мои Sochi-2014, XXII зимние Олимпийские игры, где мне довелось работать журналистом. Олимпийский парк в Имеретинке, где и располагается теперь комплекс "Автодром-Сочи", я знаю наизусть. Наверное, в случае чего я могла бы найти здесь любой объект с закрытыми глазами — будь то стадион "Фишт", площадь Медалей с погасшим олимпийским огнем, "Шайба" или Медиа-центр.

В том, уже далеком олимпийском феврале, когда Олимпийский парк Сочи (он же Морской кластер — по заученной всеми нами олимпийской терминологии) принимал спортсменов, болельщиков, чиновников, журналистов, в числе его объектов был и этот самый "Автодром". Это было некое весьма неопределенного назначения, странное, как я помню сейчас, бетонное строение огромного размера. Частично в его бездонных недрах располагался олимпийский экипировочный центр. Именно там, в нынешних величественных VIP-ложах "Автодрома-Сочи", получали форму все спортсмены, волонтеры и журналисты (и я счастливо не избежала этой сладкой участи). И вот зимой 2014 года трудно было себе даже представить, что через каких-то восемь месяцев здесь будут бешено гудеть болиды "Формулы-1". Тогда, на относительном, впрочем, холоде, невозможно было вообразить, что когда-нибудь здесь, именно здесь, на этом самом месте, будет невероятно жарко и даже душно — от дикого запаха жженых покрышек болидов.

Между тем это все-таки случилось! Олимпийский парк Сочи, бывший морской кластер Игр, "прирос" еще одним значительным спортивным объектом. 12 ноября 2014 года, в день самого Гран-при, "Автодром-Сочи" был торжественно открыт — в присутствии первых лиц Российской Федерации и важнейших функционеров "Формулы-1", включая "великого и ужасного" Берни Экклстоуна, который пытался провести "Королевские гонки" еще в позднем СССР. Церемония открытия "Автодрома-Сочи" была выдержана в помпезных музыкальных тонах — благодаря выступившему (прямо на треке) с традиционной бравурной песенной линейкой Кубанскому казачьему хору.

Архитектура самого трека и всего комплекса "Автодром-Сочи" была разработана Германом Тильке, "перу" которого принадлежат почти все последние по времени инновационные формульные трассы — от сингапурского формульного трека до трассы в Абу-Даби. Техническое и архитектурное сходство Сочи с другими треками бросалось в глаза в первую очередь профессионалам. Многие гонщики (например, тест-пилот команды Ferrari Марк Жене) сравнивали сочинский трек как раз с треками в Сингапуре и ОАЭ. Сам же немецкий архитектор в телевизионных интервью рассказывал, что всего его бюро было выполнено12 проектов сочинской трассы "Формулы-1". И среди них был даже такой проект, согласно которому трасса должны была бы проходить прямо сквозь стадион открытия и закрытия XXII зимних Олимпийских игр "Фишт", однако от этой чрезвычайно эффектной идеи в конце концов было решено отказаться. Организаторы российского Гран-при "Формулы-1" между тем не оставляют надежды сделать гонку еще более зрелищной. Предполагается, что в 2015 году российская гонка может стать ночной — как в Сингапуре. Остается добавить, что кроме собственно "ф1ормульных" состязаний на оперативных просторах "Автодрома-Сочи" можно без всяких технических помех проводить соревнования в гоночных классах GP2 и GP3.

"Автодром-Сочи" уже получил престижную награду "Автоспортивное сооружение года": достойный приз был вручен в рамках Всемирной выставки профессионального автоспорта в (Professional Motosport World Expo), проходившей в Кельне. Награждать, будем реалистами, есть за что. Возьмем хотя бы технические параметры комплекса. "Автодром-Сочи" имеет две трассы — большой круг (он же "формульный", его длина — 5832 м, он охватывает территорию всего Олимпийского парка) и малый круг (для иных автомобильных и мотоциклетных соревнований, его длина 2312 м). Ширина трека составляет 13-15 м, перепад высот — 1,5 м, количество поворотов — 16, из которых пять левых. Максимальная скорость, которую может выдержать трехслойное покрытие трассы, составляет 320 км/ч, средняя скорость прохождения одного круга равняется 215 км/ч. Длина гонки составляет 309 745 м. Трек в Сочи единственный в мире, в композиции которого заложен затяжной дугообразный поворот, где расчетная скорость превышает 300 км/ч. Количество зрителей "Автодрома-Сочи" — 42 тыс. человек (и на гонках все трибуны были заполнены). Однако потенциально (при трансформации ряда близлежащих спортивных сооружений) количество зрителей может быть увеличено — до 65 тыс.

Легкая, даже беспечная прогулка по пит-лейну, которая была разрешена болельщикам определенного VIP-класса в день квалификации (то есть за сутки до самого Гран-при), выявила основные пристрастия российских автомобильных фанатов. Во-первых, публика необычайно восторженно реагировала на бокс российского пилота 20-летнего Даниила Квята. Чемпион серии GP3 в прошлом, а ныне основной пилот "конюшни" Toro Rosso (в будущем сезоне Квят переходит в команду Red Bull Racing) Квят в тот субботний день, 11 октября 2014 года, не подвел и показал лучший результат в своей молодой карьере — пятое место в квалификации (увы, на финальном воскресном заезде Даниил Квят не был столь успешен — его место оказалось 14-м, но на такой неважный результат "сыграло" не очень хорошее техническое состояние, собственно, самого болида Torro Rosso). Во-вторых, привлекала внимание зрителей и команда Marussia. С одной стороны, фанатов очаровывало нежное русское название (хотя нынешняя Marussia F1Team не имеет никакого отношения к одноименному предприятию российского гонщика Николая Фоменко), с другой — все болельщики искренне сочувствовали команде, чей пилот Жюль Бьянки незадолго до сочинской одиссеи попал в драматическую аварию на Гран-при Японии и находился тогда в больнице.

Из "больших" команд наибольшей популярностью среди болельщиков пользовалась раскрученная "конюшня" Ferrari — с двумя воинственным, пыхтящими, почти "гарцующими" красными болидами, которыми управляли два боевых пилота Кими Райкконен и Фернандо Алонсо. К сожалению, уже на российском Гран-при стало известно, что Кубок конструкторов достанется команде Mercedes (второе место — Red Bull Racing, третья позиция — у Williams), а вот "конюшня" Ferrari смогла достичь в этом сезоне только лишь четвертого места. В субботней квалификации пилоты Ferrari тоже не блеснули: Фернандо Алонсо пришел восьмым, а Кими Райкконен — девятым. Неудача преследовала "красных жеребцов" и на самом Гран-при: правда, Алонсо и Райкконен поменялись места. Финн вышел на девятое место, а испанец — только десятое. Первое место по заслугам получил Льюис Хэмилтон из Mercedes AMG Petronas, на втором — его коллега по команде Нико Росберг, а на третьем — Вальтери Боттас из Williams.

В заключение остается только напомнить, что российский Гран-при "Формулы-1" в Сочи состоялся в памятный год — ровно сто лет прошло с того момента, как в России последний раз устраивали большую международную гонку. Гран-при Российской империи проходил в Санкт-Петербурге в мае 1914 года: тогда первое место тоже заняла команда Benz, возглавляемая гонщиком Вилли Шоллем.

Вся лента