Чтобы не искать спасения за морем

Национальный донорский регистр собирает сторонников

Виктор Костюковский, специальный корреспондент Русфонда

Фото: Светлана Сущень, Коммерсантъ

Мы уже писали, что Национальный регистр доноров костного мозга — именно такой формируют сейчас Русфонд и 1-й Санкт-Петербургский медицинский университет им. И. П. Павлова — должен учитывать все разнообразие генотипов многонационального населения России ("Совместимость", Сергей Багненко, "Ъ" от 30 мая). В этой работе в самых разных регионах России не обойтись без помощников. Их у Русфонда все больше. Это региональные благотворительные фонды, волонтеры, медики, просто неравнодушные люди.

Сейчас Национальный регистр доноров костного мозга насчитывает 2435 доноров. Он создается с августа 2013 года на пожертвования читателей Русфонда усилиями сотрудников НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой. Одновременно НИИ создает единую базу данных пяти российских и казахстанского регистров, в ней теперь 6913 доноров. Акции по привлечению новых потенциальных доноров уже проведены в Воронеже, Липецке, Томске, Вологде, Ижевске, Костроме, Петропавловске-Камчатском. До конца года такие акции планируются еще в ряде регионов России.

У каждого, кто помогает нам в создании Национального регистра, свои стимулы. Вот история руководителя благотворительного фонда "Спаси жизнь" Юлии Ромейко (Петропавловск-Камчатский). Нескольким подопечным детям этого фонда, больным лейкозом, не удалось найти полностью совместимых неродственных доноров. Стас Беляков умер. Арине Шальневой в НИИ им. Р. М. Горбачевой в октябре проведена опаснейшая трансплантация костного мозга от мамы (опасность в частичной совместимости родителей с детьми). А Люде Ивановой повезло. Московские врачи долго искали для нее полностью совместимого донора и нашли. Он, как и Люда, по национальности коряк, живет в США, так что трансплантация теперь состоится.

В нашем регистре до недавнего времени представителей коряков не было, хотя коряки живут на Камчатке. Вот и задумалась Юлия Ромейко о национальном регистре. Узнав, что он уже создается в Петербурге, связалась с координатором Русфонда Ириной Сигачевой, заручилась поддержкой местных медиков и властей, организовала акцию, которая пополнила регистр 64 донорами, в том числе и коряками. Сейчас на Камчатке готовят на декабрь новую, более масштабную акцию.

Что такое акция по сбору доноров костного мозга? У добровольцев берут 20 мл крови — и отправляют пробирки в лабораторию регистра в Петербург. Там по этой крови определяется так называемый HLA-фенотип — показатель тканевой совместимости.

Юлии мало своего региона: вместе с пермским благотворительным фондом "Дедморозим" она сейчас намерена рекрутировать доноров в Перми, акция пройдет в ноябре, во время Международного форума добровольцев.

Весь этот год наш регистр пополняется донорами благодаря таким же, как Юлия Ромейко, подвижникам из Ижевска (Татьяна Рязанова и фонд "Ради жизни"), Костромы (Дмитрий Денисенко и фонд "Седьмой лепесток"), Воронежа (фонд "Живи"), благодаря волонтерам Томска, Липецка, Вологды. До конца года новые акции Русфонда пройдут еще в нескольких городах.

11 ноября в НИИ им. Р. М. Горбачевой 28-летней женщине пересажен костный мозг от неродственного донора. Его нашли в регистре Русфонда — это уже шестой по счету случай, когда наш потенциальный донор стал донором реальным. Эксперты находят этот показатель очень хорошим, он свидетельствует о высокой эффективности молодого регистра.

— Во время декабрьской акции,— рассказывает Юлия Ромейко,— обязательно слетаем в Корякский округ, в Палану. Там же не только коряки живут: чукчи, ительмены, эвены. Очень важно привлечь их к донорству. Чтобы не приходилось в случае чего искать доноров нашим землякам на другом краю земли.

Вся лента