Правила игры

смягчает независимый эксперт Дмитрий Тратас

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Вчера председатель ЦБ Японии Харухико Курода заявил, что он "не видит пределов в применении дополнительных мер количественного смягчения, в том числе и в покупке облигаций". Говоря простым языком, для достижения своих целей Банк Японии готов печатать деньги сколь угодно долго. Естественно, что после такого заявления курс японской иены продолжил падение и достиг уровня Ґ115/$, это минимум почти за семь лет. Японские экспортеры в восторге.

А на прошлой неделе японский ЦБ расширил программу "количественного смягчения" с планируемых Ґ60-70 трлн в год до Ґ80 трлн. Применительно к американской экономике это было бы эквивалентно $3 трлн в год. США напечатали в полтора раза больше, но печатали их шесть лет. Получается, что японская программа количественного смягчения, проигрывая американской в абсолютном значении, гораздо серьезнее относительно размеров национальных экономик.

Но больше всего обращает на себя внимание тот факт, что ЦБ Японии объявил о расширении количественного смягчения менее чем через 48 часов после того, как ФРС США заявила о прекращении своей программы. Нет ли здесь слаженных действий? Уверен, что есть.

В самом деле, ведь валютная война не ведется против определенной валюты. Валютная война — всего лишь часть экономической политики, когда тот или иной Центробанк пытается бороться с дефляцией и стимулировать рост экономики с помощью создания инфляции и повышения импортных цен. В этом случае становится выгодно производить товар у себя в стране, а не покупать его за границей. Но ведь невозможно одновременно девальвировать все мировые валюты.

Зато можно по очереди. Сначала это были США — американский доллар падал десять лет, с 2000 по 2010 год. Теперь наступил черед Японии. За Японией, скорее всего, пойдет Евросоюз. Глава ЕЦБ Марио Драги уже неоднократно заявлял о своей готовности применить стимулирующие меры, но пока чего-то ждет. Возможно, своей очереди?

На первый взгляд в столь слаженных действиях монетарных властей ничего плохого нет. Но что произойдет, когда круг "количественного смягчения" замкнется? Теоретически должно произойти удешевление денег относительно настоящих, а не бумажных активов, товаров и услуг. Что сулит неприятности реальной экономике. Но это в будущем. Зато сегодня можно поправить дела в японской экономике — местные экспортеры уже почувствовали значительное облегчение после падения иены. Так и будем вытаскивать экономики из болота по очереди — вчера американскую, сегодня японскую, завтра европейскую. Жаль, что никто даже и не пытается осушить мировое экономическое болото. Видимо, барахтаться по очереди гораздо легче.

Вся лента