«Предприятия не готовы платить за научно-исследовательские разработки»

Интервью

Антон Машкин,
генеральный директор малого инновационного предприятия с участием Уральского федерального университета «Новая металлургия»

Антон Машкин, генеральный директор малого инновационного предприятия с участием Уральского федерального университета «Новая металлургия».

— Насколько технологически развита отрасль переработки промышленных отходов сегодня в Свердловской области и в целом в России?

— Отрасль переработки промышленных отходов в Свердловской области, регионе с богатыми традициями в горнодобывающей и металлургической промышленности и, соответственно, с огромными объемами накопленных отходов, достаточно развита. Разработками в этой сфере у нас занимаются многие научные институты, вузы и небольшие инжиниринговые компании. Тем не менее, переработка отходов развивается не очень успешно, и проблема заключается не в отсутствии технологий. Собственники отходов просто не заинтересованы в их переработке, так как этот процесс требует инвестиций, времени и сопряжен с рисками, связанными с необходимостью довести технологию от «пробирочного» масштаба до промышленного. Риски снимаются только одним способом — моделированием технологического процесса во время укрупненных испытаний, в результате которых уточняются как технические, так и экономические параметры. Сегодня же у нас есть много интересных идей, клиентов, но нет реальных результатов испытаний технологии и, соответственно, внедрений.

— Рационально ли разрабатывать собственные технологии или их необходимо импортировать?

— Основных сложностей в разработке новых технологий по переработке отходов несколько. Во-первых, нужно убедить заказчика, что технология решает его проблемы. Для этого нужно испытать ее в представительных масштабах, то есть построить опытную установку и переработать какой-то объем: десять, сто или даже тысячу тонн — как решит заказчик. Во-вторых, не всегда выбранное направление исследований оказывается оптимальным, а коррективы требуют времени. Поэтому всегда есть риск не уложиться в ограниченный срок, отведенный на разработку, либо разработка будет не совсем отвечать техническим и экономическим требованиям заказчика. Предприятия не готовы платить за научно-исследовательские разработки — только за готовые решения, и это очень серьезная проблема. Ведь до момента внедрения может пройти несколько лет, которые людям нужно достойно жить. Тем не менее, разрабатывать отечественные технологии можно и нужно. Это развивает российскую науку, а впоследствии и промышленность, так как поставщики технологий из-за рубежа сразу поставляют и оборудование «под ключ». Хотя если чужая технология эффективна, времени на исследования нет и цена приемлема, возможен и вариант заграничной покупки.

— Что необходимо сейчас региону для качественного развития отрасли переработки отходов производства?

— По моему опыту, предприятие будет заниматься отходами только в том случае, если рентабельность этого производства не ниже, чем от основной деятельности, либо себестоимость получаемых продуктов существенно ниже, чем при их производстве стандартными методами. В первую очередь, необходимо заинтересовать бизнес в переработке отходов через создание налоговых и прочих льгот, оказывать государственную помощь в построении системы сбыта продукции из отходов, а также усилить контроль соблюдения законодательства в области хранения и переработки отходов. Компаниям-разработчикам нужно активнее использовать институты развития: венчурные фонды (государственные и частные) для проведения укрупненных испытаний технологий, поскольку лишь после этого этапа, когда будет снято большинство рисков, клиенты будут готовы в них вкладываться. Нужно также готовить в вузах молодых специалистов-исследователей с нестандартным мышлением, показывать им перспективы работы в этой сфере и заинтересовывать их материально.

Интервью взял Дмитрий Комаров

Вся лента