Кукуруза — царица морей

Завершился "Киношок"

Фестиваль кино

Фильм «Кукурузный остров» Георгия Овашвили, получивший главный приз на «Киношоке», в своей жанровой нише является практически безупречным эталоном артхаусной притчи

Фото: kviff.com

На прошедшем в Анапе XXXIII Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии главный приз достался картине "Кукурузный остров" Георгия Овашвили, отмеченной также призом за лучшую операторскую работу имени А. Княжинского. Комментирует ЛИДИЯ МАСЛОВА.

Наметившийся разворот "Киношока" в сторону телевидения в этом году можно было диагностировать не только по изменению продюсерского состава, но и по тому обстоятельству, что председателем жюри стала главный редактор телегида "7 дней" Екатерина Рождественская. Это, впрочем, изначальная киношоковская традиция — приглашать в начальники жюри человека, напрямую не связанного с кинематографом, и иногда это дает интересные, непредсказуемые результаты. В этом году таких результатов ожидать было трудно даже не из-за состава жюри, а в связи с особенно ровной конкурсной программой, в которой нетрудно было наугад ткнуть пальцем в любой фильм, чтобы получилось достаточно респектабельное и никого не смущающее излишним нонконформизмом и радикальностью решение.

Если говорить конкретно о "Кукурузном острове", то в своей жанровой нише он является практически безупречным эталоном артхаусной притчи, сцепленной с другими популярными фильмами нынешнего "Киношока" одинаковой семейной системой образов, в которой главными действующими лицами становятся убеленный сединами дедушка и его внучка. Художественная разница заключается лишь в том, в какие интерьеры и экстерьеры засунуть благообразного старца и его привлекательную малютку, чтобы сложилась в меру экзистенциальная, а в меру бытовая драма. В "Кукурузном острове" все сбалансировано очень грамотно: старик и красивая веснушчатая нимфетка поселяются на временно намытом речным течением острове, чтобы засадить его кукурузой, в которой иногда прячется спасающийся от преследования раненый солдат. Какой именно армии этот солдат, в данном случае не очень важно, главное, чтобы кукуруза уродилась достаточно высокой, а завершающий картину ливень был достаточно похож на Всемирный потоп, после которого насквозь промокшие зрители чувствуют себя морально очистившимися, хотя и немного озадаченными по поводу отдельных деталей сюжета и судьбы странновато себя ведущих персонажей.

Видимо, странностью поведения героев пленила жюри и армянская картина "Романтики" Арега Азатяна и Шогика Тадевосяна, удостоенная специального диплома. В остальных своих решениях киношоковское жюри подстраховалось общефестивальной конъюнктурой и не сделало никаких неожиданных выборов, хотя и никаких одиозных. Трудно возразить против присуждения приза за лучшую женскую роль Полине Пушкарук и Виктории Лобачевой, сыгравшим девочек-беспризорниц в драме эстонца Ильмара Раага "Я не вернусь", а также против приза Алексею Айги, написавшему музыку к "Испытанию" Александра Котта. Из других фестивальных хитов среди лауреатов "Киношока" отметились "Племя" Мирослава Слабошпицкого, получившего приз за лучшую режиссуру, "Братья. Последняя исповедь" Виктории Трофименко, награжденной за лучший сценарий, и "Сын" Арсения Гончукова, принесший награду за лучшую мужскую роль Алексею Черных. На этом благостном фоне самым не то чтобы шокирующим, но хотя бы остроумным выглядит решение Гильдии киноведов и кинокритиков, отдавшей своего "Слона" казахстанской картине "Хозяева" Адильхана Ержанова с формулировкой "За веселый, честный и отважный взгляд на нашу жизнь", и хотя представленный в картине несколько кафкианский взгляд страдает некоторой диссидентской узостью, он все равно шире, чем ракурс, открывающийся из притчевых кукурузных зарослей.

Вся лента