"Впервые в истории Пятой республики крайне правый "Национальный фронт" прошел в Сенат"

Партия Франсуа Олланда лишилась большинства во французском Сенате. Об этом свидетельствуют предварительные результаты частичных выборов в верхнюю палату парламента страны. Корреспондент международного французского радио RFI Ксения Гулиа рассказала подробности ведущему "Коммерсантъ FM" Борису Блохину.

Фото: Francois Mori, AP

После трехлетнего перерыва большую часть мандатов в Сенате вновь получили представители оппозиционных правоцентристких партий. Кроме того впервые в парламент прошли два депутата от крайне правого Национального фронта, который возглавляет Марин Ле Пен.

— Скажите, каковы последние данные по итогам выборов?

— Как вы правильно сказали, у консервативной партии "Союз за народное движение", которая в 2011 году проиграла выборы в Сенат социалистам, впервые с 1958 года снова большинство в Сенате. Для победы им было нужно только получить семь мест, но они получили 15. То есть, если быть точнее, они получили 23 новых места и проиграли 11. То есть у "Союза за народное движение" теперь 145 мест в Сенате, а у центристов — 38, это явное большинство. Социалисты проиграли 24 места и получили восемь. Это, в общем-то, такой серьезный проигрыш.

Но важно то, что впервые в истории Пятой республики крайне правый "Национальный фронт" прошел в Сенат. Марин Ле Пен в воскресенье сказала, что для ее партии это историческая победа. В Сенат прошли мэр города Фрежюс Давид Рашлин и мэр седьмого округа Марселя Стефан Равье. То есть расстановка сил в верхней палате французского парламента сейчас изменилась.

Хотя к Сенату не всегда приковано внимание СМИ, но это неплохая трибуна для правых сил, чтобы вновь прийти к власти в 2017 году, как они и хотят. В партии социалистов в понедельник утром заявили, что это не такой большой проигрыш, потому что это некий механический эффект от провальных муниципальных выборов, и что каких-то серьезных институциональных последствий для левых не будет. Хотя надо сказать, что этот электоральный год для социалистов был просто катастрофическим, потому что в марте они проиграли муниципальные выборы, потом они проиграли европейские выборы. Но они говорят, что этот проигрыш не будет болезненным, потому что полномочия сенаторов ограничены, сенаторы не отправляют в отставку правительство, они голосуют за законопроекты, но их мнение не является решающим, они не меняют конституцию, вот поэтому левые силы, в общем-то, сказали, что таких серьезных последствий для них не будет.

— Но так, наверное, всегда говорят проигравшие, что мало на что повлияет этот проигрыш, все останется как прежде. Тем не менее, Сенат — это высшая палата французского парламента, какие-то обсуждения все же там происходят. Как правоцентристы могут повлиять на общую ситуацию в стране? И каким образом вообще это может отразиться на позициях Франсуа Олланда во Франции?

— Наверное, уже ничего хуже для Франсуа Олланда произойти не может. Потому что, по последним опросам населения, его поддерживают только 13%, это еще был опрос несколько недель назад, поэтому, может быть, цифры еще и снизились. По крайней мере, последнее, что я видела, — это 13%.

Как вы правильно сказали, к Сенату не приковано такое внимание СМИ, как к нижней палате французского парламента — Национальной ассамблее, — но все-таки это какая-никакая трибуна для консервативных и центристских сил, которые планируют завоевать власть в 2017 году.

Никола Саркози, например, уже выступил со своей первой речью к сторонникам в городе Ландерсара на севере Франции. Казалось бы, еще до выборов три года, но вот уже он начинает предвыборную борьбу, и важно, что еще в консервативной партии "Союз за народное движение" будут проходить праймериз, и есть уже первые участники этих праймериз, то есть в принципе вот эта победа в Сенат является важным таким медиабумом…

— Своеобразная тренировка перед основными выборами, скажем так?

— В общем, да. Я просто помню, что в 2007 году, когда социалисты впервые с 1958 года выиграли сенатские выборы, из этого они создали такой медиабум, несмотря на то, что каких-то серьезных последствий от этих выборов не было.

— Ксения, скажите, как вообще проходят выборы в Сенат, чем они отличаются от выборов в нижнюю палату?

— Выборы в Сенат — это непрямые выборы, в них участвует только 87 тыс. местных или региональных представителей, и голосуют они только с утра в одном туре. Если необходимо, потом они голосуют в этот же день уже во втором туре при необходимости второго тура.

Вся лента