"Больше всего это похоже на попытку оправдать кампанию по укрупнению школ"

На первом месте в топ-500 школ России оказался московский лицей N1535. В рейтинге представлены образовательные учреждения из 79 регионов России. Эксперты отмечают, что тенденция слияния ставит маленькие школы в невыгодное положение, и рекомендуют обратить внимание на развитие системы образования в целом.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Лучшей российской школой стал московский лицей N1535. Рейтинг 500 лучших школ России представила вице-премьер Ольга Голодец. Исследование было проведено Московским центром непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки. В рейтинг 500 лучших школ вошли учреждения из 79 регионов России.

В топ-500 общеобразовательных школ России вошли 126 московских учреждений. В прошлом году их было 89. Основными критериями оценки школ стали результаты ЕГЭ выпускников и наличие среди них победителей или призеров Всероссийской олимпиады школьников. Лучшим в России признан московский лицей N1535, на втором месте — школа-интернат имени Колмогорова при МГУ, третью строчку занял петербургский Президентский физико-математический лицей N239. В первую двадцатку вошло более десяти московских учреждений. Кроме того, были составлены отдельные рейтинги для сельских школ и учреждений, развивающих таланты.

Первые места рейтинга занимают так называемые укрупненные образовательные учреждения, которые состоят из нескольких школ, объединенных в один комплекс, отметил член межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Леонид Перлов. По его мнению, тенденция слияния уменьшает шансы хороших небольших школ попасть в список лучших.

"Больше всего это похоже на попытку оправдать кампанию по укрупнению школ. Это не только не так эффективно, это педагогически крайне вредно. Важное условие успеха в педагогической работе — это индивидуальный подход к ребенку. Показателем эффективности считается общее количество участников олимпиады. Естественно, если в школе 3 тыс. учеников, то участников олимпиады у нее будет больше, чем в школе, в которой 500 учеников. Если школа выставляет на олимпиаду 500 человек, возможность того, что будет 200 призеров велика. Если школа выставляет 30 человек, и 20 становятся призерами, по общему количеству она все равно проиграет", — объясняет Перлов.

Для того чтобы уровень образования в стране повысился, государство должно не только поддерживать лучшие школы, но и повышать уровень учебных заведений, которые не попали в рейтинг, уверен представитель общественного движения "Российским детям — доступное школьное образование" Семен Гунькин.

"Я не считаю правильным, что у нас существуют отличные школы, а есть школы, которые никому не нужны. Они существуют вроде для каких-то там детей. Конечно, хорошие рейтинги позволяют тем, у кого есть деньги, ориентироваться, принимать решения. Но если говорить об уровне образования детей в целом, рейтинги должны давать сигнал, что власти должны вкладывать деньги в те школы, которые не попали туда, и привлекать кадры. Чтобы те, кто не попали, подтягивались по уровню к лидерам", — рассуждает Гунькин.

В понедельник министр образования России Дмитрий Ливанов заявил, что из-за демографической ситуации с каждым годом количество детей в школах будет увеличиваться. К 2021 учебному году, по его словам, в целом по стране количество учеников возрастет на 3,5 млн.

Екатерина Габелева

Вся лента