Торг за заложников уместен

Турции больше ничто не мешает примкнуть к коалиции против "Исламского государства"

49 сотрудников генконсульства Турции в Мосуле, захваченные боевиками "Исламского государства" (ИГ) в июне, освобождены и доставлены на родину. В турецком руководстве объявили о беспрецедентном успехе спецоперации под контролем Службы национальной разведки, но подробностей, как удалось договориться с боевиками ИГ, не предоставили. Вызволение заложников из рук радикалов приветствовали США. Теперь Вашингтон может вновь потребовать от турецких властей присоединиться к коалиции против ИГ. В Анкаре, впрочем, давать обещания пока не спешат.

Сотрудники турецкого генконсульства в Мосуле, которые провели в плену у "Исламского государства" 101 день, в субботу были доставлены спецбортом в Анкару из приграничного с Сирией района Турции Шанлыурфа. Новость об их освобождении буквально потрясла страну: после того как боевики ИГ выложили в интернет серию видеозаписей, запечатлевших расправу над западными журналистами, вызволение из плена турецких граждан многим казалось почти невероятным.

Заложников отпустили в районе населенного пункта Телль-Абьяд в Сирии, куда их до того доставили из расположенного восточнее города Ракка — фактической столицы сирийского подразделения "Исламского государства". В районе Телль-Абьяда недавние пленники ИГ и пересекли сирийско-турецкую границу.

Премьер Турции Ахмет Давутоглу, который в тот момент находился с визитом в Баку, где должен был участвовать в церемонии закладки фундамента Трансанатолийского трубопровода (будет поставлять азербайджанский газ в Европу через Турцию), изменил свои планы и немедленно вылетел на встречу с вызволенными из плена турецкими гражданами. Среди них были и дети сотрудников консульства. Фотография, запечатлевшая, как премьер целует в лоб освобожденного из плена мальчика, стала главным визуальным символом "большой дипломатической победы" турецких властей.

"Я благодарю премьера Давутоглу и его коллег за тщательно спланированную операцию",— заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. Впрочем, ключевая роль в этой операции отводилась, похоже, не премьеру, а главе напрямую подотчетной господину Эрдогану Службы национальной разведки (СНР) Хакану Фидану. "СНР все сделала очень точно, поэтому операция завершилась успешно",— подтвердил вчера президент.

Отвечать же на главный вопрос — какую цену турецкие власти заплатили за освобождение заложников,— в Анкаре отказались. По данным турецких СМИ, речь не шла о силовой акции против ИГ — вопрос решился путем мирных переговоров. Этот тезис подтвердил и президент Эрдоган. Он пояснил, что между Анкарой и исламскими радикалами "не было никакого денежного торга — был торг политический". Этот торг, по его словам, и позволил "одержать верх" над исламистами.

Нежелание Анкары разъяснять детали контактов с ИГ наверняка вызовет раздражение тех, кто до сих пор обвинял турецкие власти чуть ли не в открытой поддержке исламистов. После того как Турция отказалась подписать декларацию создаваемой США коалиции по борьбе с ИГ, в The New York Times вышел материал, уличивший турецкое руководство во главе с господином Эрдоганом в поставках кадров сирийским и иракским радикалам (см. "Ъ" от 19 сентября). Не забыли на Западе и о том, что Турция продолжает закупки иракской нефти из районов, находящихся под контролем "Исламского государства".

В Вашингтоне приветствовали освобождение заложников и теперь ждут окончательного ответа Анкары, которая до того утверждала, что не хочет провоцировать радикалов. "Вот почему мы отказались подписывать итоговую декларацию коалиции,— объяснил Реджеп Тайип Эрдоган.— Теперь вы видите: пленники на свободе, а значит, наша стратегия оказалась оправданной". Намерена ли Анкара менять эту стратегию, президент не уточнил.

Ольга Кузнецова

Вся лента