"Мы не получим новые возможности в Китае автоматически"

Антироссийские санкции ускорят сближение России и Китая, уверен Геннадий Тимченко. Глава Российско-китайского делового совета отметил, что уже сейчас страны широко сотрудничают в области энергетики. Тем не менее, эксперты отмечают, что Россия должна быть готова к жесткой борьбе за китайские инвестиции.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Западные санкции могут ускорить сближение России и Китая, заявил глава Российско-китайского делового совета Геннадий Тимченко в интервью газете "Коммерсантъ". По его словам, в России уже работает китайская Bureau of Geophysical Prospecting, которая ведет сейсморазведку в Западной Сибири. Кроме того, на российский рынок могут выйти CNPC и Huawei. Помимо энергетики, как сообщил Тимченко, Китай готов инвестировать в российскую инфраструктуру, автопром и авиастроение. Обе стороны действительно заинтересованы в инвестиционном сотрудничестве, но России не стоит ожидать большой выгоды от совместных проектов, считает президент инвестиционной группы "Московские партнеры" Евгений Коган.

"Сотрудничество России и Китая в инвестиционной сфере — вещь очень важная и очень серьезная. Потенциал здесь колоссальный. Проблема только в одном: мы должны очень четко понимать, что китайцы невероятно прагматичны, они очень тяжелые переговорщики. Для них формула win-win не существует. У них существует только одна формула — win для них. Если это lose для партнера, то им наплевать, они будут выкручивать руки до конца. Когда китайцы понимают, что у тебя есть альтернатива, то они либо пытаются с тобой договориться, либо нет. Проблема в том, что у нас сегодня окно альтернатив значительно более суженное, и китайцы это прекрасно понимают", — подчеркнул Коган.

Внутренние преобразования в Китае могут заставить китайских инвесторов быть осторожными в контактах с Россией, отметил руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Василий Михеев.

"Не надо думать, что мы автоматически получим новые возможности в Китае. За них придется очень жестко конкурировать с нашими партнерами из Европы, из Соединенных Штатов, из Японии, из Южной Кореи. В Китае сейчас идет очень сильная антикоррупционная кампания. Понятно, что будут ужесточаться требования и сам подход китайских партнеров к сотрудничеству с российским капиталом. Например, сейчас гонконгские банки к русскому капиталу относятся с большой настороженностью, потому что подозревают русский бизнес в том, что он может быть замешен в отмывании денег через гонконгские банки", — пояснил Михеев "Коммерсантъ FM".

До настоящего времени крупные контракты российских и китайских компаний касались энергетической сферы.

Первой масштабной сделкой России и Китая стал контракт "Роснефти" с CNPC в 2004 году. Тогда стороны договорились о поставке в Китай 48 млн тонн нефти. "Роснефть" по завершении сделки получила $6 млрд в качестве предоплаты. В 2007 году китайская Sinopec стала участником освоения Венинского блока на шельфе Сахалина. Партнером компании снова выступила "Роснефть". Весной 2013 года "Роснефть" подписала с CNPC контракт на поставку нефти в Китай на 25 лет за $270 млрд. Затем НОВАТЭК продал CNPC 20% "Ямал СПГ". Компания осуществляет разработку Южно-Тамбейского месторождения. В мае 2014 года завершились переговоры "Газпрома" и CNPC о поставке газа в Китай. Цена сделки составила около $400 млрд. По данным СМИ, стороны договорились на цене в $350 за тысячу кубометров.

Уже реализуется проект по расширению трубопроводной системы "Восточная Сибирь — Тихий океан". Как ожидает "Газпром", к 2020 году поставки топлива в Китай будут увеличены до 80 млн тонн.

Юлия Безрукова

Вся лента