Правила игры

путает Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора

Аргументация в экономических дискуссиях, основанная на стереотипах, требует особенного внимания: она нередко лукава. Например, при подготовке бюджета на 2015-2017 годы обсуждение сугубо профильного "нефтяного налогового маневра" с ценой вопроса 90-100 млрд руб. доходов федерального бюджета в год вызывает существенно меньше интереса, чем анонсированная отмена порога при исчислении ставки платежа в Фонд обязательного медстрахования (ОМС), аналогичная повышению налога на доходы физлиц (НДФЛ).

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Как и подоходный, платеж в ФОМС, как предполагается, будет браться с 2015 года со всей суммы персонального дохода — чем и будет отличаться от платежей в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Есть ли разница между фактическим ростом "плоской" ставки НДФЛ на (условно) 0,3-0,4% и отменой порога по платежу в систему ОМС? Традиционный ответ бизнеса — да, ведь НДФЛ уплачивается физлицом, а платежи в соцфонды платит работодатель, с позиции предпринимателя лучше, чтобы налоговая нагрузка увеличилась на работника, а не на него. Во всяком случае, этот ответ распространен в компаниях с белой заработной платой, в сером секторе ответы менее однозначны.

Но дело не в этом. В российской практике абсолютное большинство наемных работников отлично знает ставку НДФЛ и безнадежно путается в ставке соцплатежей не потому, что НДФЛ они платят сами, а в основном потому, что ставки зарплат бухгалтерия предприятия, администрирующего все налоги и сборы, и работодатель обычно указывают "грязными": не как приходящуюся на работника денежную долю в расходах на оплату труда (начисленная заработная плата плюс три платежа в соцфонды), а как "начисленную" заработную плату минус НДФЛ. По существу, если не вдаваться в мелкие тонкости, работодателю без разницы, что именно увеличится в ставках сбора, если он не может понизить заработную плату на сумму роста выплат с Фонда оплаты труда за счет наемных работников. Он, как правило, не может — в силу низкой безработицы в РФ. Но стереотип, согласно которому НДФЛ платится "физлицом", а соцплатежи "работодателем", уже сейчас приводит к более чем странному явлению: большинство предпринимателей как огня боятся роста ставок соцплатежей, но любой вариант роста НДФЛ, от увеличения "плоской" ставки в 13% до 14-15% до введения прогрессивной шкалы, им кажется приемлемым. Боюсь, никакой другой причины, кроме стереотипа, здесь нет. Во всяком случае, работодатели (обычно в сером секторе, но такие есть и в белом), ставки зарплат при переговорах с работником объявляющие "чистыми", такой иллюзии лишены. Они в России в меньшинстве.

Но главная иллюзия не здесь. "Налоговый маневр", по существу ничего не значащий для 95% читателей "Ъ", обсуждается куда активнее, чем и ставки соцплатежей, и НДФЛ. Стереотип "это же про нефть, а нефть всегда главное" непобедим.

Вся лента