Китай пошел российским коридорчиком

Железнодорожники приступили к реконструкции путей на юге Приморья

Вблизи села Рязановка недалеко от порта Славянка в Хасанском районе Приморского края рабочие начали прокладку дополнительных железнодорожных путей в рамках реализации разработанного в 1990-е годы дальневосточными учеными проекта международного транспортного коридора «Приморье-2», который предусматривает транзит товаров, производимых в северо-восточных провинциях Китая, через порты Хасанского района. Китайская сторон подписала договор, согласно которому будет вкладывать в проект бюджетные средства и обеспечит грузовую базу в 10 млн т в год. Но в том виде, в каком проект реализуется сейчас, он больше выгоден Китаю, чем России, так как ни на государственном, ни на региональном уровне нет системного подхода к развитию нашей транспортной системы, отмечают эксперты.

ГК «Транзит-ДВ» уже опробовала перегрузку контейнеров на рейде

Фото: пресс-служба ГК «Транзит-ДВ», Коммерсантъ

В село Рязановка прибыли рабочие с тяжелой строительной техникой и начали земляные работы под прокладку дополнительных путей на местной железнодорожной станции.

«Сейчас там одноколейка, по которой идет уголь в Китай. Железнодорожники расширят пути, чтобы грузы могли идти сразу в двух направлениях»,— пояснил „Ъ“ пресс-секретарь группы компаний «Транзит-ДВ» Андрей Дементьев.

Справка „Ъ“: ГК «Транзит-ДВ» — холдинговая компания, оказывающая услуги на рынках переработки и доставки энергоресурсов (нефтепродуктов, углей, природного газа), бункеровки флота, морских перевозок.

В собственности группы находится флот и морской нефтеналивной терминал в поселке Славянка. Группа «Транзит-ДВ» включает в себя 10 компаний — ООО «Северо-восточное морское пароходство», ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ», ЗАО «Востокбункер», ООО УК «Хасан Сервис ДВ», ООО «Восток-тепло», Фонд экологии и здоровья «Славянские лотосы», ООО «Магадан — Транзит ДВ», ООО «Камчатка «Транзит-ДВ», ОАО «Влад-рыбснаб», Фонд «Наш Север» — с единым корпоративным центром — Управляющей компанией ООО «Группа «Транзит-ДВ», которая, по данным системы «Спарк-Интерфакс», на 100% принадлежит компании Tranzit group property limited из Гонконга.

РЖД вкладывает 330 млн руб. и планирует закончить работу в районе села Рязановка в декабре 2014 года. Кроме того, до 2017 года в Хасанском районе запланировано строительство разъездов Пожарский и Барский, а также реконструкция пограничного перехода Махалино — Хуньчунь, сообщил начальник сектора развития пропускных и перерабатывающих способностей Дальневосточной дирекции управления движением РАО РЖД Виталий Ульков.

Модернизация железнодорожной инфраструктуры в Хасанском районе проводится для обеспечения мультимодального производственно-логистического комплекса в порту Славянка. Проект предусматривает организацию транзита грузов северо-восточных провинций Китая через порты южного Приморья: Славянку, Зарубино и Посьет. Ранее сообщалось, что с китайской стороны договор об инвестициях в проект подписала компания по управлению государственными активами «Чжун Гун Синь». Объем и условия инвестиций стороны не раскрывают.

«Соглашение с нашим стратегическим инвестором, компанией „Чжун Гун Синь“, предусматривает не только развитие инфраструктуры порта. Согласно договору, в Славянку будут заходить контейнеровозы, принадлежащие китайским морским перевозчикам, для получения груза. Кроме того, договором предусмотрено создание совместного российско-китайского пароходства, которое будет осваивать Северный морской путь, перевозя по нему коммерческие грузы»,— прокомментировал договор с китайскими инвесторами президент ГК «Транзит-ДВ» Игорь Польченко.

В мае 2014 года Дальневосточная железная дорога организовала пробный пропуск большегрузных контейнеров по маршруту Хуньчунь (КНР) —Зарубино (РФ), а группа компаний «Транзит-ДВ» успешно провела пробную погрузку-разгрузку контейнеров с борта китайского контейнеровоза (на рейде порта Славянка).

«Наша компания закупила в Китае рейдово-перегрузочный комплекс для погрузки и выгрузки контейнеров. Комплекс поступит в сентябре, и с этого времени китайские грузы пойдут на экспорт через Славянку»,— сообщил господин Дементьев.

Кроме того, в планах компании построить в порту контейнерный терминал и строительство пятизвездочного отеля в поселке.

Пока товары, произведенные в китайском Яньбянь-Корейском автономном округе (являющемся свободной экономической зоной и не имеющем собственного выхода к морю), вывозятся через порты КНР. Но до ближайшего порта Далянь груз приходится везти по суше почти 1,5 тыс. км, тогда как от города Хуньчунь до Славянки около 200 км.

«Надеюсь, у «Транзит-ДВ» все получится. Но в том виде, в каком проект реализуется сейчас, он больше выгоден Китаю, чем России. Проблема в том, что нет ни на государственном, ни на региональном уровне системного подхода к развитию нашей транспортной системы. Мы до сих пор не знаем перспектив развития Славянки, Зарубино и Посьета. Например, как между ними будут распределяться грузы. В результате КНР решает свои транспортные проблемы, а мы — нет»,— дал комментарий „Ъ“ кандидат экономических наук Юрий Авдеев.

Андрей Костин

Вся лента