Тест имею

Сергей Мельников — о поразившей сетевое сообщество эпидемии нарциссизма

С чем связана головокружительная популярность тестов в интернете? "Огонек" выяснил, что стоит за увлечением миллионов

Люди хотят знать, когда они умрут, кем они были в прежней жизни и какой партнер подойдет им лучше всего. Поэтому и играют в тесты

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Сергей Мельников

"Какая у тебя сверхспособность?", "Какая жвачка тебе подходит?", "Умеешь ли ты манипулировать партнером?" и даже "Кто ты из романа "Война и мир"?" Кажется, нет уже таких вопросов, которые не были бы заданы в онлайн-тестах. Конечно, тесты "на любой вкус" уже были и в журнальном глянце, и в энциклопедиях для подростков (разного рода "Девичьих секретах" и "Мальчишкиных тайнах"). Но такого размаха, какую получили тесты в интернете, еще не было.

— Возможность поделиться тестом с "друзьями" в социальной сети, похвастаться неожиданным результатом и повысить число "лайков" — все это вдохнуло в тесты новую жизнь,— говорит Лариса Паутова, директор проектов фонда "Общественное мнение" (ФОМ).— Теперь тест — социальная коммуникация нового типа.

Самый популярный в России ресурс, предлагающий поиграть в тесты,— это приложение "МегаТест" "В Контакте", которое установили уже 8,4 млн пользователей. В этой соцсети, обжитой преимущественно детьми и юношеством, "МегаТест" не одинок. Здесь же его ближайший конкурент — приложение с завлекательным названием "Дата смерти, IQ, про тебя, про любовь", число почитателей которого приближается к 1,5 млн. Но и во "взрослом" Facebook легко обнаружить популярного пользователя, который делится с читателями результатами теста, пройденного на тематическом сайте. После этого тест проходят его "френды", и начинается бурная дискуссия с сопоставлением итогов. А полузабытый тест обретает новую жизнь.

— Большинство образованных, более или менее обеспеченных мобильных горожан пользуются Сетью,— говорит Лариса Паутова.— Психотесты, безусловно, входят в зону их интересов, ведь этих людей отличают любопытство, тяга к самопознанию и саморазвитию.

На "тестоманию" подсаживаются все, кто много времени проводит в Сети. Но женщины все-таки активнее.

— Например, на нашем ресурсе 63 процента регистрируемых пользователей — женщины, 37 процентов — мужчины,— утверждает Алексей Зайцев, модератор старейшего сайта tests.kulichki.com.— Думаю, для всех них тесты — развлечение.

Лидеры мнений, периодически размещающие на своих публичных страницах ссылки на тесты или результаты тестов, объясняют свое поведение желанием развеяться.

— Когда человек слишком долго сидит у компьютера, он звереет,— говорит публицист и телеведущий, профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский.— Он хочет развеяться, не отходя от экрана. Вот тут и приходят на помощь тесты — быстрое снятие напряжения, забавное времяпрепровождение, легкий обмен мнениями. Это как перекур в советские времена.

Доктор философских наук Леонид Бляхер, завкафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, активно пользующийся соцсетями, подытоживает:

— В принципе, это вариант пасьянса. Способ отвлечься, когда не работается. Но есть, конечно, и момент самопрезентации.

Дети по-своему объясняют популярный вид досуга: "прикольно", "все проходят, и я прохожу". Многие признаются, что заходят в тестовые приложения каждый день.

Горький, русский, Дон Жуан

Распространение тестов в интернете началось с интереса к психологии.

— Наш сайт был первым, мы создали его в 1995 году,— говорит Алексей Зайцев, модератор tests.kulichki.com.— Сначала мы делали его вместе с психологами, а позже, когда пошла реклама, сделали ставку на развлекательные тесты.

Психологи, понятно, в претензии.

— Именно из-за этого люди не видят разницы между научной психологией и развлечением,— говорит Александр Войскунский, заведующий лабораторией "Психологические проблемы информатизации" факультета психологии МГУ.

Однако мегапопулярность в Сети обрели и серьезные, признанные научным сообществом психотесты. Особенно те, которые позволяют ответить на вопросы "Кто я такой?" и "Что со мной?". В поисковиках при наборе слова "тест" первым выскакивает: "тест Люшера". Многим известен этот тест швейцарского психолога: нужно из восьми цветов поочередно выбирать наиболее приятные. Подождать минуту и сделать это еще раз. В итоге выяснится, как вы себя чувствуете и какие у вас подавляемые желания.

Из этой же серии известный психологический набор, популярный среди пользователей Сети: определение темперамента, экстраверт ты или интроверт, тестирование по методике Майерс — Бриггс. Последнее включает в себя семь десятков вопросов, отвечая на которые человек определяет, к какому типу личности он относится. Созданный на базе идей гуру аналитической психологии К.Г. Юнга, тест неимоверно популярен у пользователей на Западе. А вот на постсоветском пространстве, теперь уже и сетевом, учению Юнга созрела альтернатива — соционика. Эта дисциплина, созданная еще в 1970-е годы литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичюте, тоже определяет 16 типов личности, но преподносит их по-другому.

— Фишка соционики не только в простоте конструкции, которую может освоить даже мозг домохозяйки, но и в том, что соционические типы обозначены именами известных людей,— говорит публицист и известный блогер Константин Крылов.— Некоторые годами не могут определиться с тем, "Дюма" они или "Бальзак". Если бы вместо этих имен были бы невыразительные "тип 1" и "тип 2", соционика не была бы столь популярной.

А еще есть "Робеспьер" и "Максим Горький", который "внутренне стремится к стабильности" и "воспринимает окружающую реальность с точки зрения ее системности".

— Когда люди проходят серьезные тесты, желая больше узнать о себе и понять себя,— это здоровое любопытство,— говорит "Огоньку" Кит Кэмпбелл, профессор психологии Университета Джорджии (США), соавтор бестселлера "Эпидемия нарциссизма".— Но вот когда люди публично делятся результатами своих тестов, это уже, конечно, нарциссизм.

Демонстрации другим результатов своих тестов — крайняя степень самолюбования. Хвастаются в основном интеллектуальными прорывами. Тест Айзенка на определение коэффициента интеллекта (IQ) конкурирует с Люшером за лидерство по количеству запросов в российских поисковиках.

Крик в Сети:

— У меня IQ — 140 (при среднем значении между 90 и 110.— "О"), неужели я гений?

У интеллигенции популярны тесты на эрудицию: на знание правописания, русской литературы или на определение словарного запаса. Написать пост о пройденном тесте, рассказать, какой он необычный (некорректный), и как бы невзначай показать другим максимум набранных баллов — обычное дело.

Разобравшись со своими суперспособностями, люди ударяются в эсхатологию. "Узнайте дату своей смерти" — назойливое окно, предлагавшее пройти это испытание, всплывало в Сети перед каждым. Тест приближает зловещую дату, если пользователь утвердительно отвечает на вопросы о вредных привычках, болезнях, несоблюдении режима дня и ранней кончине предков. На многих сайтах, после того как юзер справится с вопросами, его просят отправить платную SMS на конкретный номер и только потом сообщают ту самую дату.

На Западе из праздного любопытства к собственной кончине научились извлекать выгоду. В прошлом году было запущено приложение для айфонов, в котором дату смерти можно узнать "всего лишь" за 99 центов. Разработчики приложения убеждают: ориентация на эту дату позволит осознать скоротечность жизни и повысить работоспособность. Но не всем открывшееся знание идет на пользу. В апреле СМИ писали о 14-летней девочке из Саратовской области, повесившейся в собственном доме. И одна из последних записей на ее страничке в соцсети содержала результаты прохождения теста о дате смерти.

Зато сочинение тестов о взаимоотношениях с противоположным полом — отрада и для составителей, и для пользователей. Несмотря на колоссальную популярность тестов на тему "Насколько вы Дон Жуан", сейчас пользователям все чаще предлагают: "Проверь свою сексуальную ориентацию" и "Какой пол должен быть у тебя на самом деле". В иностранном сегменте сети таких тестов, правда, побольше, чем в российском.

Если у пользователей возникают вопросы насчет своего пола, то насчет возраста и подавно. Выяснение того, совпадает ли биологический возраст с психологическим,— мировая тенденция.

— Пожилые люди в США просто помешаны на тесте "Определи свой реальный возраст", в котором они отвечают на вопросы о своем здоровье,— говорит "Огоньку" Бен Аггер, профессор социологии Техасского университета в Арлингтоне.— Многие из них рассчитывают быть моложе, чем на самом деле!

В России, кстати, этот тест активно проходят и школьники, которым, наоборот, хочется чувствовать себя постарше.

Определившись с реальным полом и реальным возрастом, самое время определиться с национальностью. Первым в череде подобных тестов рунета был "Проверьте себя на русскость" журнала "КоммерсантЪ-Власть" (2006 год). "Русскость" понималась как степень приобщения к русской культуре. Основной задачей испытуемого было вставить пропущенные слова в идиомы или фразы из фильмов. В первую же неделю после выхода тест стал хитом, а чуть позже журнал опубликовал процент правильных ответов и варианты неправильных, чем изрядно повеселил публику: "незваный гость хуже горькой редьки", "вернись, лесной олень, по моему свистку"...

Более современное развлечение — определение национальности по чертам характера, предпочтительному климату, любимому блюду и прочим косвенным атрибутам.

— В том тесте на национальность, который я сам прошел, предлагался выбор между привычками и качествами, присущими "престижным" нациям — англичанам, немцам, грекам и так далее,— говорит публицист Константин Крылов.— Замученный русский мог на секундочку почувствовать себя просвещенным европейцем. Опция "русский" там тоже имелась — для тех, кто добросовестно кликал на ответы, совпадающие с официально принятой версией "русскости". Это была отдушина для тех, кто хотел почувствовать себя именно русским.

Альтернативная жизнь

Молодежь, впрочем, этими якобы глубокомысленными исследованиями не заморачивается. У этой аудитории популярны тесты, создающие новые впечатления о себе, прибавляющие несуществующие атрибуты ("Какая ты рок-группа?", "Какой телефон тебе подойдет больше?", "В какой сфере ты добьешься успеха?"). Постоянное умножение себя и представление себя "разным" тревожат исследователей.

— Сегодня молодые люди не могут осознавать себя цельными личностями,— говорит социолог Бен Аггер.— Благодаря потоку информации из масс-медиа и интернета они постоянно себя сравнивают с другими людьми — красивыми, умными и успешными. Тесты дают им такую возможность. Но, к сожалению, жизнь вне тестов проходит совсем не так, как у культовых или влиятельных персонажей, с которыми молодые люди себя соотносят. Так возникает юношеская депрессия.

Впрочем, коллеги Аггера указывают на то, что игра в тесты — всего лишь своеобразная субкультура или "веселые занятия для остроумных ребят".

Но даже если в один прекрасный день все тесты вдруг исчезнут, молодые люди сами придумают новые. Популярное приложение "МегаТест" в основном включает в себя тесты, составленные самими юными пользователями.

На главной странице приложения несколько недель висел тест 13-летнего Кости из Херсона "Какой из тебя хищник?". Вопросы составлены квалифицированно: "Выбери свою способность — "слух", "инстинкт", "обоняние". Твое физическое качество — "ловкость", "выжидание жертвы", "выносливость", "сила", "гибкость"".

— Это был мой первый тест,— говорит Костя.— Придумал его для одноклассников — полкласса его прошли, почти всем понравилось. Сам я в неделю прохожу где-то 15-20 тестов, например "какой из тебя убийца" или "что из еды тебе больше нравится". Делаю это ради удовольствия.

Стандартный набор современного школьника, ушедшего в интернет,— пройти тест и поделиться результатами, выложить фото в Instagram, поставить найденную умную/красивую фразу в качестве статуса на своей страничке в соцсети, провести некоторое время за онлайн-игрой.

P.S. В ходе написания материала автор узнал о том, что он — настоящий паук, "Есенин", не гей, грек со шведским внутренним гражданством, проживет еще 50 лет, а пока сочетает "усталость и пассивность с выраженным чувством протеста против сложившихся обстоятельств (судьбы)", что, впрочем, старается не воспринимать всерьез.

Ответь на вопрос

Когда люди подсели на тестирование?

Корни тестирования можно отыскать в глубине веков. Еще в Древнем Китае проводились конкурсные испытания на должность чиновника, а в Древнем Вавилоне проверяли умение будущих писцов разбираться в металлах, тканях, ботанике и арифметике. Однако в современном виде тесты возникли в 1880-х годах. Пионером был английский антрополог Фрэнсис Гальтон, замерявший в своей лаборатории различные способности пациентов: силу кисти и силу удара, объем легких, различение цветов, запоминание объектов... Родоначальником же психологического тестирования следует считать американского психолога Джеймса Кэттелла, в 1890 году он опубликовал статью "Интеллектуальные тесты и измерения". В ней Кэттелл предложил применять стандартизированные тесты к большому числу людей, что помогло бы раскрыть закономерности психики. К психологу прислушались, и западные лаборатории приступили к психологическому и педагогическому тестированию.

До нашей страны западное поветрие добралось после Октябрьской революции: психологическое тестирование стали активно внедрять в школы и на его основе комплектовать классы — в этом состояли идеи науки педологии. Но спустя время стало ясно: "буржуазная мораль" не работает, так как дети рабочих и крестьян не показывали успехов на фоне сверстников, да и замеры природных способностей заметно девальвировали роль коммунистического воспитания. 4 июля 1936 года вышло постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса", которым тесты были запрещены.

Таким образом, тестов не знали ни советские школьники, ни советские граждане.

Вся лента