Государственный бизнес замыкается в себе

Госкомпании отказываются от частных и иностранных банков

Из-за угрозы новых санкций и зачистки ЦБ банковского рынка Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и "Ростех" запретили своим дочерним обществам размещать средства в банках, подконтрольных иностранцам, и в небольших российских банках. Государство не требовало от госкомпаний столь строгих ограничений, но некоторые решили подстраховаться. Впрочем, большинство госструктур и так работают в основном с крупными госбанками, и зона риска здесь возникает только в том случае, когда те привлекают средства для кредитования своих клиентов за рубежом.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

ОАК ограничила размещение средств дочерних компаний в банках с участием иностранного капитала (Юникредит-банк, Росбанк, Райффайзенбанк), а также в российских частных банках, не входящих в число 12 крупнейших игроков рынка по размеру активов на конец каждого месяца и не имеющих убытков за последние три месяца, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на письмо корпорации. Исключение делается для банков, "зарекомендовавших себя в качестве надежных партнеров", но к ним ОАК отнесла лишь Новикомбанк (17,6% у "Ростеха"). В ОАК настаивают, что при расчетах с госзаказчиками надо использовать банки, где доля государства выше 50%, либо Новикомбанк, в прочих банках ежедневные остатки не должны превышать 1 млрд руб. Ужесточение требований объясняется "западными санкциями в отношении ряда кредитных организаций РФ" и "риском потери ликвидности банковским сектором". В ОАК пояснили "Ъ", что приоритет — "сохранность средств, предназначенных для финансирования контрактов, а не дополнительная доходность". В компании отмечают, что сейчас у дочерних структур ОАК нет счетов в зарубежных банках.

Аналогичные требования к своим дочерним структурам предъявил и "Ростех", подтвердили "Ъ" в госкорпорации, объяснив это "повышением эффективности финансовых операций и улучшением качества банковского обслуживания". Но при расчетах с зарубежными партнерами "Ростех" будет выбирать "взаимоприемлемые способы и банки, которые будут устраивать всех участников сделки". Источники "Ъ" в различных госкомпаниях говорят, что "отказ от работы с иностранными банками предсказуем на фоне неопределенности с дальнейшей волной санкций", а "опасения по поводу мелких частных банков понятны при продолжающемся отзыве у них лицензий ЦБ". При этом у большинства госкомпаний "счетов в мелких банках почти нет, в иностранных — только при необходимости, все стараются работать с госбанками". Как пояснил "Ъ" замминистра финансов Алексей Моисеев, со стороны Минфина указаний ОАК также не давалось. "Единоличный исполнительный орган госкомпании вправе устанавливать свои критерии отбора банков, более узкие по сравнению с указаниями правительства",— уточнил он.

В других госкомпаниях "Ъ" сообщили, что не ужесточали требований. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) говорят, что она ввела жесткие требования к банкам еще около полутора лет назад. В ОАО РЖД, "РусГидро" и "Россетях" сообщили, что "в основном используют госбанки". В "Роснефти" отметили, что используют механизмы риск-менеджмента, включающие анализ устойчивости и кредитоспособности банков. В "Интер РАО" заявили, что минимизировали объем кредитных средств и депозитов в иностранных банках по своей инициативе, средства в таких банках остались только в странах присутствия компании в соответствии с требованиями регуляторов.

В Райффайзенбанке и Юникредит-банке отказались от комментариев. Первый зампред правления Росбанка Игорь Антонов лишь сообщил "Ъ", что банк "находится в поле российского законодательства и банковского регулирования". Но запрет на работу с какими-либо участниками рынка может вызвать вопросы у ФАС. По словам замглавы службы Андрея Кашеварова, "если у государства более 50% в капитале компании, подобные ограничения правомочны, если менее — предложение государства может быть рассмотрено органами управления компании, но напрямую указания делать запрещено". Главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин считает, что заявление ОАК — демонстративный шаг и, даже если примеру последуют другие госкомпании, это вряд ли существенно скажется как на них самих, так и на иностранных банках. Один из собеседников "Ъ" на рынке отмечает, что дочерние структуры госкомпаний в большинстве своем — невыгодные заемщики и крупные западные кредиторы не стремятся работать с ними. Но, добавляет собеседник "Ъ", российские банки, кредитующие госкомпании, часто привлекают средства для этого у иностранцев.

Егор Попов, Анатолий Джумайло, Елена Ковалева, Ольга Шестопал, Анастасия Фомичева, Елизавета Кузнецова, Кирилл Мельников, Юлия Галлямова

Вся лента