Правила игры

государства с частными инвесторами не меняются с годами, отмечает корреспондент отдела бизнеса Юлия Ъ-Галлямова

Недавно мне в руки попало весьма нестандартное обращение главы совета директоров Первой грузовой компании (ПГК) Александра Волошина к первому вице-премьеру Игорю Шувалову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Интересно оно тем, что ставит правительству в упрек "изменение правил игры", а также предупреждает о возможном подрыве доверия к приватизационным сделкам. Речь идет о покупке в 2011-2012 годах структурами Владимира Лисина у ОАО РЖД 100% акций ПГК за 175,5 млрд руб.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Когда проводилась сделка, отрасль процветала: ставки на аренду вагонов были высокими, погрузка росла. Но в 2013 году доходность операторов резко упала, а правительство ограничило продление срока службы грузовых вагонов одним годом. Для ПГК, чей парк на рынке — один из самых изношенных, ситуация оказалась критичной. Ограничение должно быть временным, до разработки новых правил продления, но министерства, участники рынка и ОАО РЖД до сих пор не выработали единой позиции. По словам господина Волошина, "изменения правил игры со стороны государства" уже привели к падению стоимости ПГК на 38 млрд руб., а в случае полного запрета продления компания может подешеветь на 67 млрд руб. В результате, отмечает он, у ПГК могут возникнуть сложности с IPO, а у инвесторов — негативное отношение к приватизационным сделкам в России.

Но железнодорожный рынок не первая отрасль, где государство меняет правила после приватизации. Письмо Александра Волошина примечательно тем, что несколько лет назад он сам в похожей ситуации был с другой стороны баррикад. В 1999-2008 годах господин Волошин возглавлял совет директоров РАО "ЕЭС России", которое приватизировало энергетику и продавало инвесторам активы под обещания доходности бизнеса после реформы рынка. Но ряд бонусов инвесторы так и не получили: не заработал долгосрочный рынок мощности, корректировались инвестиционные RAB-тарифы, которые должны были окупать вложения в электросети, и т. д.

Так что для Александра Волошина действия государства вряд ли оказались неожиданностью, а пример энергетиков не должен и внушать ему излишнего оптимизма. Тем более что государству сейчас явно не до проблем инвесторов в целом и железнодорожников в частности. В 2013 году тема продления сроков службы вагонов чуть ли не каждую неделю обсуждалась в правительстве, в этом — не поднималась с зимы. О второстепенности вопроса свидетельствует и то, что на само письмо отреагировали с запозданием: Игорь Шувалов поручил министерствам и ОАО РЖД рассмотреть вопрос лишь спустя месяц. По данным моих источников, срок сдачи предложений — 13 мая, и реакция со стороны ведомств пока "крайне слабая". Так что вопрос рискует остаться актуальным еще надолго.

Вся лента