Коллаборационисты без кожи

Завершился кинофестиваль "Движение"

Фестиваль кино

Владимир Бек

Фото: proficinema.ru

В Омске второй раз прошел национальный кинофестиваль дебютов "Движение" — его победителем стал студент председателя жюри Владимира Хотиненко Владимир Бек с фильмом "Без кожи". Комментирует ЛИДИЯ МАСЛОВА.

Концепция омского фестиваля как "зоны, свободной от предубеждений и дискриминации" на второй год поиска еще не окончательно определившегося формата, пожалуй, немного начинает дрейфовать в сторону всеядности. Лучшая, по мнению жюри, картина — "Без кожи" — типичная фестивальная камерная мелодрама с некоей претензией на эксперимент, удостоенная также приза за операторскую работу Ксении Середы, откровенно любующейся хорошо сложенным и легко одетым героем картины, которого несколько дней обихаживает в мастерской отца-скульптора абитуриентка актерского факультета. Рядом с этим задумчивым артхаусом в омской конкурсной секции "Движение.Вперед" соседствует фильм о еще одном фактурном мужчине — лубочный байопик "Поддубный" Глеба Орлова с мускулистым Михаилом Пореченковым в главной роли, ни на что особо не претендующий, кроме зрительских симпатий, за которые он и получил приз.

Если подразумевать главной целью любого фестиваля то, что зрители смогут увидеть картины, которые вряд ли попадутся им где-то еще, то всеядность отборщиков "Движения" вполне может считаться и похвальной. Второй год на фестивале представлена документалистика от ведущих мастеров, например "Оптическая ось" Марины Разбежкиной, которая использует довольно спекулятивный прием — помещает в русской провинции увеличенную старинную фотографию, которая дает нынешним обитателям России повод для небольшого эстетического брюзжания: мол, вот раньше были настоящие люди и одухотворенные лица, а теперь что... "Оптическая ось" некоторым образом тематически пересекается с одним из премьерных фильмов фестиваля — показанным на церемонии закрытия телепроектом Леонида Парфенова "Цвет нации".

Однако авторским и экспериментальным кино профессиональную публику удивить трудно, а вот более ценной и познавательной специальной фишкой "Движения" является сериальная продукция: в прошлом году внимание омских зрителей и фестивального жюри привлек сериал Павла Бардина "Салам, Масква!" о гастарбайтерах; на этот раз в Омске до телевизионной премьеры обкатывали четырехсерийного "Переводчика" Андрея Прошкина, принесшего призы исполнителям главных ролей Виталию Хаеву и Карине Андоленко. Герой этой написанной Игорем Порублевым истории идет на сотрудничество с фашистскими оккупантами в качестве переводчика, а сам потихоньку занимается подрывной деятельностью и изображает местного Чарли Чаплина. Несмотря на все кинематографические аллюзии и неплохой культурный уровень, "Переводчик", понятное дело, снят не из режиссерского интереса и самовыражения, а на заказ и ради заработка, и автор его откровенно нажимает мелодраматические клавиши, демонстрируя трезвое режиссерское понимание, что широкий зритель, например "Первого канала", на котором вскоре может оказаться "Переводчик",— существо зачастую толстокожее: чтобы его пробило, надо жать посильнее, а иногда и не бояться пережать. Как и прошлогодний бардинский сериал, прошкинское произведение в особой тонкости не упрекнешь, зато оно служит прекрасной метафорой, иллюстрирующей положение художника: в широком смысле все режиссеры когда-то так или иначе оказываются в ситуации коллаборационизма с продюсерами, преследующими коммерческие цели. Как и всякий коллаборационизм, он не всегда приятен и красив, однако является нормальной, естественной, а то и неизбежной частью кинопроцесса, который небезуспешно стремится отразить фестиваль "Движение".

Вся лента