Татарстан усилили Крымом

Республика поднялась в политических рейтингах

Активное участие Татарстана в ситуации на Крымском полуострове позволило республике усилить свои политические позиции. Как следует из очередного рейтинга фонда «Петербургская политика», успешный исход переговоров Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева с крымскими татарами стал одним из факторов повышения «социально-политической устойчивости» региона. Местные эксперты соглашаются, что этим власти республики заработали еще большее расположение федерального центра. Они не исключают, что в результате Татарстан может «получить денежку на проект типа Универсиады».

Эксперты считают, что Рустам Минниханов заработал еще большее расположение федерального центра

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Вчера фонд «Петербургская политика» представил очередной рейтинг российских регионов, в котором оценивается их социально-политическая устойчивость (10 — максимальная оценка, 1 — минимальная). Эксперты учитывали конкурентоспособность экономики регионов, наличие у них источников саморазвития, системы урегулирования социально-политических разногласий, а также позитивное или негативное влияние на регион событий последнего месяца. Регионы разделены на четыре категории по степени их устойчивости: максимальной, высокой, средней и слабой.

В предыдущих исследованиях фонда Татарстан характеризовался как регион со средней и даже «слабой устойчивостью». Однако по итогам марта республика повысила свои показатели до 7 баллов, что позволило ей (впервые за существование рейтинга с осени 2011 года) попасть в группу российских субъектов с «высокой устойчивостью». Компанию Татарстану составили Краснодарский край, Мордовия, Санкт-Петербург, Самарская и Московская области.

Как отмечается в исследовании, одним из «позитивных событий», повлиявшим на позиции Татарстана, стало участие президента республики Рустама Минниханова и госсоветника Минтимера Шаймиева «в контактах с лидерами крымских татар». Напомним, господин Минниханов трижды посещал Крым и вел переговоры с меджлисом татар полуострова. Первым результатом стало принятие 11 марта крымским парламентом пакета гарантий «восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции в крымское сообщество». 29 марта президент Татарстана выступил на съезде курултая, где заявил, что «готов выступить неким связующим звеном» между меджлисом и президентом РФ. После этого господин Минниханов предложил Владимиру Путину узаконить места проживания татар в Крыму, распространить на них действие закона «О реабилитации репрессированных народов» (см. „Ъ“ от 2 апреля). А Минтимер Шаймиев встречался в Москве с экс-главой меджлиса Мустафой Джемилевым.

«Переговоры с крымскими татарами — деликатная тема», и участие таких «значимых фигур», как господа Минниханов и Шаймиев, способствовало «решению задач» российских властей на полуострове, пояснил „Ъ“ глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов. Он полагает, что «крымская тема» усилит позиции Татарстана перед федеральным центром и «позволит Минниханову получить поддержку» для решения проблем региона. В аналитическом комментарии к рейтингу господин Виноградов называет присоединение Крыма и Севастополя к РФ «заметным событием… в социально-политической жизни российских регионов» и отмечает «влияние „крымской“ темы на ситуацию в регионах» и «конкуренцию регионов в борьбе за участие в кампании по поддержке Крыма».

«Крымско-татарская тема непростая, и то, что Татарстан включился и сумел найти общий язык с крымскими татарами, положительно повлияло на имидж республики»,— соглашается директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов. Он прогнозирует более лояльное отношение федеральных властей к политической самостоятельности региона, от которого периодически требуют «ликвидировать» договор о разграничении полномочий с центром: «Сегодня получается, что в таких сложных ситуациях договорные отношения уместны». Историк полагает, что «татарский фактор» продолжит играть свою роль на полуострове: крымским татарам будет необходимо помочь в написании учебника истории и т. д. «Мы показали, что мы можем устанавливать диалог между крымскими татарами и Москвой»,— резюмирует господин Хакимов.

«По сути, мы видели такую картину, что интересы крымских татар на федеральном уровне представлял президент Татарстана. Это повлияет на роль внутри России как Татарстана, так и Рустама Минниханова, и позволит получить определенные политические очки»,— подтверждает депутат Госсовета Артем Прокофьев. По его словам, «прямой связи» между этими событиями и социально-политической устойчивостью республики нет, однако депутат указывает на «особый расклад» взаимоотношений между субъектами и федеральным центром, когда «отношения становятся существенным фактором» в развитии региона. В связи с этим он не исключает, что республика может получить поддержку в финансировании каких-либо новых проектов. «Основное это то, что Татарстан показал, что умеет реализовать крупные проекты, но успехи в Крыму могут стать еще одним бонусом»,— считает господин Прокофьев.

Его поддерживает политолог Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев, который указывает, что основная выгода для властей республики может заключаться в том, чтобы «получить денежку на проект типа Универсиады». Он говорит, что федеральный центр «попросил помочь» в переговорах с крымскими татарами, и «на это предложение нельзя было ответить отказом». «Республика сохранила и даже подняла свои позиции, она заработала политические дивиденды в отношениях с федеральным центром»,— считает политолог.

Михаил Виноградов не исключает, что в дальнейшем позиции республики будут расти, в том числе и в связи с активностью в Крыму, но предостерегает, что в вопросе с крымскими татарами пока «не достигнут полный консенсус» и «эта история может иметь развороты».

Кирилл Антонов

Вся лента