Абонентское освобождение

Для рынка сотовой связи 2013 год стал годом «отмены мобильного рабства». В течение года операторы активно готовились к возможности перехода абонентов от одной компании к другой с сохранением номера. При этом участники рынка уверены, что изменения в абонентской базе будут незначительными.

Услуга MNP (сохранение номера при смене сотового оператора) заработала в России с 1 декабря. Чтобы воспользоваться ею, абонент должен написать заявление оператору-донору. Абонент может выбрать дату начала оказания услуг, но переключение может произойти не раньше, чем на девятый день после подачи заявления. Срок первого переноса может быть увеличен — по постановлению правительства России оператор может самостоятельно назначить дату переноса, но не позднее 15 апреля 2014 года. По данным на 12 февраля 2014 года, опубликованным на сайте Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), общее количество перенесенных номеров в России составило более 25 тыс., принято более 92 тыс. заявок на перенос номера.

Участники уральского рынка связи говорят о готовности предоставлять услугу MNP, но большинство из них оказывают ее в тестовом режиме. «Уже осуществлена успешная портация в сеть „Билайн” нескольких сотен уральцев, услуги связи на портированных номерах работают без сбоев», — рассказал директор по продажам на массовом рынке ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») в Уральском регионе Андрей Ершов. Пресс-секретарь телекоммуникационной группы «Мотив» Алена Ярушина утверждает, что оператор был готов к реализации услуги на всех этапах еще в декабре прошлого года. «Однако перенос номера — это сложный процесс, в который вовлечено много участников, и у каждого из них может быть своя степень технической готовности», — уточнила она. «В данный момент в реальном времени и на обычных абонентах система настраивается, выявляются новые ошибки взаимодействия между операторами и с Центральной базой данных перенесенных номеров (ЦБДПН). Это общая проблема, но все ошибки своевременно фиксируются и решаются всеми участниками процесса», — добавила пресс-секретарь Уральского филиала ОАО «Мегафон» Александра Репьева.

При этом операторы делают осторожные прогнозы по динамике перехода абонентов от одного оператора к другому. Как считает пресс-секретарь компании «Ростелеком-Урал» Андрей Перфильев, для корректной работы MNP услугу должны поддерживать все операторы мобильной и фиксированной связи России в полноценном режиме, а также различные партнеры операторов (платежные системы, банки, дилеры), но пока этот процесс не налажен на 100%. По его мнению, в разных регионах и социальных группах будет разная востребованность услуги. По оценкам J'son & Partners, за первые 1-2 года существования MNP в России ею воспользуется около 5–7% абонентов. «Мы не прогнозируем большого спроса на MNP, так как результаты проведенного моделирования не показали большой потребности в сервисе у абонентов России. В настоящее время вокруг услуги нет ажиотажа, хотя, по опыту других стран, максимальный спрос на сервис приходится на первые месяцы после запуска услуги, что связано с накопленным эмоциональным эффектом», — отметила директор департамента маркетинга «МТС Урал» Елена Трясцына. «В современном мире люди больше цепляются за аккаунт в социальных сетях, чем за телефонный номер. К тому же у операторов уже давно есть услуги, которые позволяют совершенно безболезненно сменить телефонный номер, не потеряв при этом контакты. Поэтому внедрение MNP, скорее всего, будет проходить по „спокойному” сценарию, и услугой воспользуются лишь несколько процентов абонентов», — считает госпожа Ярушина.

Операторы все же предпринимают меры по повышению лояльности абонентов. В первую очередь, внедряют бонусные программы, которые позволяют накопленные бонусные баллы обменивать на услуги связи. У «Мотива» она называется «Бегемотик», у «Билайна» — «Счастливое время», у «Ростелекома» — «Премия» (распространяется на абонентов мобильной и фиксированной связи, интернета и телевидения), у МТС — «МТС Бонус» (баллы можно обменять не только на услуги связи, но и на гаджеты в салонах розничной сети оператора). «Мегафон» сделал ставку на развитие высокоскоростного интернета. В частности, в 2013 году в Екатеринбурге оператор запустил сеть четвертого поколения LTE (4G). «В современном мире, когда телефон уже давно перестал быть просто средством голосовой связи, а стал настоящим выходом в глобальную сеть, мы считаем это одним из основных преимуществ», — отметила госпожа Репьева.

Впрочем, представители сотового ритейла отмечают рост популярности смартфонов с двумя и более sim-картами. По данным «Евросети», в Уральском регионе в 2013 году по отношению к 2012 году доля двухсимочных устройств на общем рынке телефонов выросла с 29 до 43% в количественном выражении, на рынке смартфонов — с 16 до 43%. По данным «Связного», продажи смартфонов с двумя и более sim-картами увеличились в 3,5 раза по сравнению с 2012 годом. «Доля таких устройств в общих продажах смартфонов выросла почти в 2,5 раза, составив около 35%. В 2012 году многосимочные смартфоны составляли около 15% от всех продаж «умных» телефонов», — рассказала руководитель пресс-службы ГК «Связной» Мария Заикина. «Двухсимочный смартфон клиент покупает, стремясь максимально комфортно и экономно расходовать средства за операторские услуги. К примеру, одну sim-карту можно использовать для голосовой связи в сетях одного оператора, вторую — для серфинга в интернете в сетях другого оператора. То есть аппарат с несколькими sim-картами дает клиенту самое главное: возможность пользоваться подходящими конкретному абоненту тарифными услугами и опциями от разных операторов», — пояснил вице-президент по коммерции «Евросети» Виктор Луканин.

Николай Яблонский

Вся лента