«Большинство дольщиков свою долю ответственности осознавать не хотят»

Интервью

Заместитель министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Дмитрий Нисковских:

Заместитель министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Дмитрий Нисковских

— Каковы итоги работы с проблемными объектами в Свердловской области в 2013?

— На конец 2013 года в перечне проблемных было 19 объектов. По итогам года на основании разных критериев из него были исключены восемь домов. Наша работа заключается в обеспечении защиты имущественных интересов — чтобы человек не был в подвешенном состоянии. Это либо сдача дома в эксплуатацию, либо защита интересов другим путем. Способы могут быть разными: к примеру, кому-то из дольщиков выплачена денежная компенсация, с кем-то новый застройщик, которому передан недостроенный объект, перезаключил договор в новом строящемся доме — и он уже не обманутый дольщик. Пять домов достроены. Это дома на ул. Юмашева, 18, ул. Ломоносова, 59, ул. Отто Шмидта — Машинная, ул. Рощинская, 9 и на ул. Гастелло, 32. Один (ул. Большакова, 25) достроили сами дольщики, вложив дополнительные средства. Еще для двух объектов нашли нового инвестора. Это бывший недострой на ул. Щербакова — Прониной — площадку у прежнего собственника выкупила «Брусника-Урал», которая прошла процедуру проектирования, получила разрешение на строительство и заключила новые договоры долевого участия с 19 дольщиками. И объект в Первоуральске на ул. Емлина, 12 — недострой и участок выкупил новый застройщик «Уралтяжтрубстрой», который заключил с дольщиками новые договоры и планирует завершить строительство в 2014 году.

— Как удалось привлечь новых инвесторов?

— Стороны должны сами между собой договориться о передаче обязательств. И это добрая воля самих компаний — выкупить участок, взять на себя обманутых дольщиков и достроить объект. К примеру, в 2013 году порядка 7 млн рублей было выделено не из бюджета: строительные компании просто пришли и потратили свои личные деньги на объект по ул. Фрезеровщиков, 35. На эти деньги было переделано все, что пришло в негодность, потому что дом был практически готов, когда туда заселились определенные люди. Это пример солидарной ответственности, которая не прописана ни в каком законе.

Полномочия правительства Свердловской области в решении этого вопроса крайне ограничены — мы не можем вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. Это является основным камнем преткновения в администрировании процесса борьбы с обманутыми дольщиками. В наши полномочия входит лишь межведомственное взаимодействие, уменьшение административных барьеров и выработка рекомендаций, в том числе и для дольщиков, чтобы их права были защищены. Всей полнотой прав и обязанностей на сегодня обладают лишь сами дольщики. Только у них есть право обращаться к застройщику с претензиями, взыскивать с него неустойки, штрафы. Если застройщик не предоставляет им тех благ, которые предусматривались по договору, отвечает не государство, а застройщик. И это основной принцип.

— Есть ли сегодня 100-процентная защита для дольщиков?

— Никто из сегодняшних застройщиков не застрахован от банкротства. Процесс инвестирования — очень живой. Даже банк не дает 100%-ной гарантии своим вкладчикам, а объем вложений в стройку бывает больше, чем минимальные требования к уставному капиталу банка. И когда к нам приходят пострадавшие люди, то большинство из них свою долю ответственности за самостоятельный выбор застройщика и выбор способа инвестирования осознавать не хочет.

Интервью взяла Анна Асташкина

Вся лента