"Навязанная реклама — это вина и ответственность банка"

Антимонопольная служба проверит законность рассылки рекламных SMS Сбербанком. Поводом стала жалоба одного из клиентов. Зачастую люди могут быть не в курсе, что дали согласие на получение сообщений рекламного характера, отмечают эксперты, но в целом ситуация требует детального разбора.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Сбербанк уличили в незаконной рекламе. Как сообщили "Коммерсантъ FM" в Федеральной антимонопольной службе, в ведомство обратился клиент банка. Он пожаловался на незаконную SMS-рассылку, которая постоянно приходит ему на телефон. При этом, по словам клиента, никакого согласия на нее он не давал. Сбербанк вряд ли понесет за это какое-то серьезное наказание, отметил генеральный директор компании "Гарант-Парк-Телеком" Павел Васильев.

"SMS-рассылки достаточно часто приходят с согласия, которое не очень честным методом было получено у клиента. Например, заполнение какой-то анкеты, где стоит маленькая галочка, что вы согласны получать SMS-рассылку, или какой-то договор, в котором так или иначе это фигурировало. Поэтому я предполагаю, что Сбербанк в состоянии показать документ, в котором написано "мой телефон такой-то, я хочу получать рассылку". Скорее всего, это давно забытый документ. Я думаю, что если что-то и будет, то, может быть, какое-то предупреждение или строгое указание ФАС на то, чтобы Сбербанк больше так не делал", — отметил Васильев.

Подобное нарушение закона должно обернуться для Сбербанка, как минимум, серьезным штрафом. Это позволит в будущем сократить число спама, рассылаемого кредитными организациями, отметил адвокат общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Алишер Захидов.

"Действительно идет навязанная реклама, которая вынуждает потребителя, потенциального заемщика, делать какие-то действия. Необходимо было получение предварительного согласия. Тем более речь идет о Сбербанке, где каждая процедура организована и жестко регламентирована. В любом случае здесь, конечно, вина и ответственность банка. Поэтому данный суд, конечно, абсолютно правомерен. Это будет очень грозно и жестко не только для Сбербанка, но и для всех других банков, которые активно занимаются потребительским кредитованием", — уверен Захидов.

Антимонопольная служба постоянно уличает банки в незаконной SMS-рекламе. Однако никакими серьезными наказаниями для кредитных организаций это обычно не заканчивается.

В мае прошлого года требования закона "О рекламе" нарушил Промсвязьбанк. Тогда выяснилось, что в преддверии нового года кредитная организация рассылала рекламные сообщения со своими праздничными предложениями. При этом получателями зачастую оказывались люди, даже не являвшиеся клиентами банка. В июне 2013 года похожие нарушения были выявлены в Райффайзенбанке. Тогда один из клиентов организации пожаловался, что ему приходят SMS с предложениями взять кредит, хотя он на это согласия не давал. Более того, при заключении договора с банком он письменно отказался от получения какой-либо рекламы на свой мобильный телефон. Годом ранее на незаконной рекламе поймали банк Home Credit. Тогда антимонопольной службой был зафиксирован целый ряд жалоб от клиентов организации. В течение двух лет они получали SMS с рекламой новых акций и продуктов. Во всех трех случаях ФАС предписала банкам прекратить дальнейшее распространение ненадлежащей рекламы.

Сбербанк не смог предоставить "Коммерсантъ FM" оперативный комментарий. В случае, если нарушение будет доказано, кредитной организации грозит штраф до 500 тыс. руб.

Анастасия Ройзман

Вся лента