Кризисная терапия

Борьба с глобальными вызовами стала важным фактором сближения России и Евросоюза. Вклад Москвы и Брюсселя в два главных успеха многосторонней дипломатии прошлого года — созыв мирной конференции по сирийскому урегулированию “Женева-2” и достижение промежуточных договоренностей по иранской ядерной проблеме — сложно переоценить. На повестке дня закрепление достигнутых успехов по сирийской и иранской проблематике, а также противодействие угрозам терроризма и нормализация обстановки в Афганистане.

Фото: Arnd Wiegmann, Reuters

«Наше сотрудничество с Россией по глобальным вопросам охватывает широкий круг вопросов. Мы эффективно взаимодействуем по таким темам, как Афганистан, мирный процесс на Ближнем Востоке, борьба с пиратством в районе Африканского Рога,— заявил председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй, выступая на недавнем саммите Россия—ЕС.— Мы готовы углублять и расширять это сотрудничество во благо обеих сторон. Последние крупные события, в частности в связи Сирией и Ираном, дают новые возможности для развития наших совместных действий».

«Старт конференции “Женева-2” дан, подготовка к ней шла непросто, но совместными усилиями нам удалось запустить межсирийский диалог,— вторил господину Ван Ромпёю президент России Владимир Путин.— Мы отдаем себе отчет в том, как много сделали для этого европейские партнеры». «То же самое касается переговорного процесса, посвященного урегулированию иранской ядерной проблемы,— добавил российский лидер и заверил: — Мы будем совместно идти по этому пути дальше, будем работать».

Еще недавно представить руководство Сирии и оппозиционеров за столом переговоров было трудно. Однако идея созыва конференции «Женева-2» ценой титанических усилий международных посредников все-таки был реализована. Старт форуму, подготовка которого велась с мая прошлого года, был дан 22 января в швейцарском Монтрё, после чего представители сирийского правительства и их оппоненты из Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) переместились в Женеву, где начали долгожданный примирительный диалог.

«Мы должны помочь остановить конфликт и направить усилия на облегчение страданий сирийского народа,— заявила на открытии “Женевы-2” глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон.— Должны удостовериться, что будет достигнуто соглашение о политическом переходном периоде и положен конец насилию». Госпожа Эштон подчеркнула, что в основе соглашения должны быть принципы итогового документа первой международной конференции по Сирии — “Женевского коммюнике” от 30 июня 2012 года. Брюссель и Москва едины в том, что Сирии необходимы немедленное прекращение насилия и долгосрочная стратегия мирного развития, которая бы позволила избежать распада страны, а также превращения ее в плацдарм международного терроризма.

Первый раунд женевских встреч прорывов не принес: стороны не сумели договориться ни по одному из пунктов переговорной повестки. Оппозиция обвиняет официальный Дамаск в нежелании сдавать позиции и обсуждать формат переходных органов власти. В руководстве же Сирии недовольны составом делегации от оппозиции и настаивают на присутствии противников Башара Асада в Женеве в расширенном составе. Следующий раунд переговоров стартует 10 февраля. В нем намерен участвовать лидер НКОРС Ахмед аль-Джарба — с его присутствием за столом переговоров шансы на успех мирной конференции заметно возрастут.

В конце ноября, за день до того, как была объявлена дата “Женевы-2”, шестерка мировых держав и Тегеран достигли промежуточного соглашения по урегулированию иранского ядерного кризиса. Меньше чем через полгода на основе этого документа стороны рассчитывают заключить финальный всеобъемлющий договор. «Договоренности с иранцами — это наш общий с Евросоюзом успех»,— заявил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. Эти слова были сказаны им в связи со вступлением в силу 20 января решения Совета ЕС о частичном снятии санкций в отношении Тегерана. «Евросоюз реализовал свою часть пакета договоренностей “шестерки” с Ираном»,— удовлетворенно отметил тогда глава миссии РФ в Евросоюзе.

Наряду с этим в последние годы Москва и Брюссель активизировали сотрудничество в сфере борьбы с террористическими угрозами. На январском саммите руководители РФ и Евросоюза приняли совместное заявление, в котором обозначили намерение интенсифицировать обмен информацией, а также проводить семинары и учебно-тренировочные курсы для обмена практикой противодействия терроризму. Осудив его любые проявления, участники саммита в один голос назвали борьбу с терроризмом «долгосрочным процессом, требующим от международного сообщества комплексного подхода и объединенных усилий».

Предпосылки российско-европейского сотрудничества в сфере урегулирования кризисов сформировались на санкт-петербургском саммите Россия—ЕС в 2003 году. Выдвинутая тогда идея «общего пространства внешней безопасности» вскоре позволила перейти к осуществлению конкретных проектов в этой области. А в 2005 году была подписана «дорожная карта», после чего взаимодействие в сфере безопасности и обороны между РФ и Евросоюзом вышло на новый уровень — был запущен целый ряд проектов, позволивших российской стороне принимать участие в ознакомительных курсах Европейского пространства безопасности и обороны (ЕПБО).

Новой вехой в антикризисном сотрудничестве Москвы и Брюсселя стало согласие России принять участие в миротворческой операции ЕС в Чаде и Центральноафриканской Республике (ЦАР) — в 2009 году в эти африканские страны в сопровождении нескольких вертолетов Ми-8 отправилась группа из 120 российских военнослужащих. Другой пример — координация усилий в борьбе с пиратством у берегов Сомали в рамках спецоперации Евросоюза Atalanta, запущенной в 2008 году. Такая актуальная международная задача как борьба с морскими пиратами не стала для Брюсселя и Москвы чем-то «непрофильным» и далеким.

К общим российско-европейским интересам относится стабильность в Большой Европе — прежде всего, на пространстве СНГ. Насколько серьезными могут быть последствия замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, в августе 2008 года продемонстрировала российско-грузинская война.

Чтобы подтолкнуть Баку и Ереван к разрешению нагорно-карабахского конфликта, Россия и Запад объединили усилия в рамках работы Минской группы ОБСЕ (в ее состав входят РФ, США и Франция). Европейская дипломатия, в последнее время заметно активизировавшаяся в регионе, призывает Армению и Азербайджан отказаться от использования силы для решения споров. Донести точку зрения Брюсселя до лидеров закавказских государств пытается спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе.

Еще один конфликт, на исход которого Москва и Брюссель пытаются влиять совместно,— Приднестровский. Весной 2010 года коммунисты, которые традиционно руководили Молдавией, ушли в оппозицию, а новые власти провозгласили своим приоритетом евроинтеграцию. Особо остро вопрос о разрешении ситуации в Приднестровье стоит в преддверии подписания Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС. В декабре прошлого года официальный Кишинев заявил, что намерен «снять приднестровскую проблему с повестки» до вступления Молдавии в ЕС. Впрочем, пока видимых прорывов на этом направлении ни руководству Молдавии, ни международным посредникам достичь не удалось.

Выступая на саммите Россия—ЕС в Брюсселе, Херман Ван Ромпёй подтвердил: новые соглашения об ассоциации между ЕС и Молдавией, а также ЕС и Грузией могут быть подписаны уже в этом году. И Москва, и Брюссель понимают, что должны приложить максимум совместных усилий для разрешения замороженных конфликтов.

Ангелина Шунина

Вся лента