Море почернело
Год назад в Керченском проливе потерпели крушение танкеры серии «Волгонефть»
Первые сообщения о крушении танкера «Волгонефть-212» в Керченском проливе стали поступать утром 15 декабря
Фото: Оперштаб Кубани
Спустя несколько часов стало известно, что неподалеку бедствие терпит второе нефтеналивное судно — «Волгонефть-239»
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
В этот день в море был семибалльный шторм. Волны достигали девяти метров, а скорость ветра превышала 20 м/с
Фото: Минприроды РФ
Конструкция судов серии «Волгонефть» не рассчитана на сильное волнение. Предельно допустимая высота волны для «Волгонефти-212» составляла 2,5 м, для «Волгонефти-239» — 2 м
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров / купить фото
По данным управления МЧС по Крыму, у танкера «Волгонефть-212» оторвало носовую часть примерно в 8 км от берега
Фото: Кадр из видео очевидца
Второй танкер после дрейфа сел на мель в 80 м от берега в районе Тамани
Фото: Оперштаб Кубани
В результате ЧП от переохлаждения и травм погиб один член экипажа «Волгонефти-212» — 23-летний матрос из Астрахани, еще более десяти оказались в больнице
Фото: Кадр из видео очевидца
Управление Следственного комитета РФ по Крыму и Севастополю возбудило уголовные дела в связи с крушением танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Изначально оба дела возбудили по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (ст. 263 УК РФ), однако дело по «Волгонефти-212» позже переквалифицировали на более тяжкий состав (ч. 2 ст. 263 УК РФ) в связи с гибелью члена экипажа
Фото: скриншот из видео / Telegram-канал СКР
Танкеры, потерпевшие крушение, в общей сложности перевозили более 8 тыс. т мазута. Вскоре Росморречфлот сообщил о разливе нефтепродуктов
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
В результате крушения танкеров в Черное море, по предварительным оценкам, попало около 3 тыс. т мазута
Фото: Морспасслужба
Большую его часть в первые дни ЧП вынесло на песчаные пляжи Анапского и Темрюкского районов Краснодарского края. Грязная зона растянулась по побережью на сотни километров. Позже мазут обнаружили и на берегу Крымского полуострова, в том числе в Керчи и Севастополе
Фото: Оперштаб Кубани
Туристический и аграрный регион, каким является Краснодарский край, впервые столкнулся с экологическим бедствием такого масштаба
Фото: Telegram-канал губернатора Краснодарского края
ЧС в акватории Керченского пролива стала первой в мире аварией с «тяжелым» топочным мазутом марки М100, который относится к высоковязким продуктам. Этот вид топлива, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность. Опыт по устранению подобного рода происшествий не был наработан
Фото: Коммерсантъ / Юрий Березнюк / купить фото
Перед властями региона встали вопросы, ответы на которые предстояло искать на ходу: с помощью чего собирать мазут, где хранить и как утилизировать
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
26 декабря для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов ввели режим ЧС федерального характера
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
К уборке анапских и темрюкских пляжей, которые пострадали больше всего, с первых дней ЧП подключились волонтеры, местные жители и представители власти
Фото: Коммерсантъ / Юрий Березнюк / купить фото
Людям приходилось работать в респираторах, чтобы защитить себя от токсичного вещества
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Было задействовано более 550 единиц техники, которые вывозили загрязненный грунт сначала на площадку временного хранения, а затем на специализированный полигон
Фото: Коммерсантъ / Данила Поваров / купить фото
С начала проведения работ по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе на территории Краснодарского края и Республики Крым очистили от мазута около 2 тыс. км береговой линии
Фото: t.me / opershtab23
Специалисты собрали 184,8 тыс. т загрязненного песка и грунта
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
От разлива мазута сильно пострадали птицы, особенно чомги
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Для спасения пернатых в Анапе и других городах были развернуты специальные пункты спасения птиц, где их отмывали, сушили и направляли в реабилитационные центры
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
По данным волонтеров, в первые месяцы после ЧП ветеринарную помощь оказали более 8 тыс. птицам, оказавшимся в зоне выброса мазута. Порядка 6 тыс. из них спасти не удалось
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Регулярно жители прибрежных городов стали находить на берегу Черного моря мертвых дельфинов. По приблизительным подсчетам, за год погибли не менее 80 млекопитающих
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Кроме животных и птиц от загрязнения пострадали и прибрежные экосистемы
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
На ликвидацию ЧС в Анапе из бюджета региона выделят 1,2 млрд руб.
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Вокруг кормы севшего на мель танкера «Волгонефть-239» начали строить искусственный вал, чтобы не допустить утечку оставшегося внутри судна мазута в море. После чего специалисты приступили к демонтажу судна
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
В августе 2025 года стало известно, что специалисты завершили демонтаж выступающих частей корпусов затонувших фрагментов танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239»
Фото: Telegram-канал Министерства транспорта России
Три части танкеров до сих пор находятся под водой, на глубине порядка 20 м. По данным Минтранса РФ, на дне остается 3,9 тыс. т мазута
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Для их изоляции строят специальные герметичные саркофаги (коффердамы)
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Власти Кубани вместе с учеными постоянно разрабатывали, тестировали и внедряли новые способы очистки береге моря от мазута. Эффективным решением стали защитные валы
Фото: Оперативный штаб Краснодарского края
Параллельно у побережья Анапы и Темрюкского района водолазы осуществляли очистку морского дна от осевшего мазута. Она была завершена в сентябре 2025 года
Фото: Оперштаб Кубани
После этого с побережья Анапы начали демонтировать защитный вал
Фото: Оперштаб Кубани
Однако в конце октября 2025 года в Анапе произошли новые выбросы мазута. Власти региона незамедлительно приступили к их ликвидации, было собрано несколько сотен мешков загрязненного мазутом песка
Фото: Оперштаб Кубани
В начале ноября во время осмотра водолазами затонувших фрагментов танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» утечек нефтепродуктов не зафиксировано
Фото: Оперштаб Кубани
С 4 по 10 декабря новых выбросов мазута в Анапе и Темрюкском районе не зафиксировано
Фото: Оперштаб Кубани
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев на прямой линии 5 декабря сообщил, что курортный сезон в Анапе в 2026 году должен состояться. Он выразил надежду, что работы по купированию мазута в Черном море завершатся до его начала
Фото: Саркис Айвазян
Причиной крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе стало нарушение капитанами судов и судовладельцами сроков навигации, которая завершилась 30 ноября. К такому выводу пришел Ространснадзор по итогам своего расследования
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Ущерб экосистеме Черного и Азовского морей, нанесенный в результате разлива мазута, оценивается в 84,9 млрд руб. Эту сумму пытаются взыскать в судебном порядке
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Прокуратура привлекла ЗАО «Волгатранснефть», судовладельца танкера «Волгонефть-239», а также ООО «Кама Шиппинг», эксплуатанта танкера «Волгонефть-212», к административной ответственности за то, что суда класса «река—море» находились в Керченском проливе вблизи порта Кавказ после даты завершения навигации
Фото: Коммерсантъ / Юрий Березнюк / купить фото
Первые сообщения о крушении танкера «Волгонефть-212» в Керченском проливе стали поступать утром 15 декабря
Фото: Оперштаб Кубани
Спустя несколько часов стало известно, что неподалеку бедствие терпит второе нефтеналивное судно — «Волгонефть-239»
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
В этот день в море был семибалльный шторм. Волны достигали девяти метров, а скорость ветра превышала 20 м/с
Фото: Минприроды РФ
Конструкция судов серии «Волгонефть» не рассчитана на сильное волнение. Предельно допустимая высота волны для «Волгонефти-212» составляла 2,5 м, для «Волгонефти-239» — 2 м
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров / купить фото
По данным управления МЧС по Крыму, у танкера «Волгонефть-212» оторвало носовую часть примерно в 8 км от берега
Фото: Кадр из видео очевидца
Второй танкер после дрейфа сел на мель в 80 м от берега в районе Тамани
Фото: Оперштаб Кубани
В результате ЧП от переохлаждения и травм погиб один член экипажа «Волгонефти-212» — 23-летний матрос из Астрахани, еще более десяти оказались в больнице
Фото: Кадр из видео очевидца
Управление Следственного комитета РФ по Крыму и Севастополю возбудило уголовные дела в связи с крушением танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Изначально оба дела возбудили по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (ст. 263 УК РФ), однако дело по «Волгонефти-212» позже переквалифицировали на более тяжкий состав (ч. 2 ст. 263 УК РФ) в связи с гибелью члена экипажа
Фото: скриншот из видео / Telegram-канал СКР
Танкеры, потерпевшие крушение, в общей сложности перевозили более 8 тыс. т мазута. Вскоре Росморречфлот сообщил о разливе нефтепродуктов
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
В результате крушения танкеров в Черное море, по предварительным оценкам, попало около 3 тыс. т мазута
Фото: Морспасслужба
Большую его часть в первые дни ЧП вынесло на песчаные пляжи Анапского и Темрюкского районов Краснодарского края. Грязная зона растянулась по побережью на сотни километров. Позже мазут обнаружили и на берегу Крымского полуострова, в том числе в Керчи и Севастополе
Фото: Оперштаб Кубани
Туристический и аграрный регион, каким является Краснодарский край, впервые столкнулся с экологическим бедствием такого масштаба
Фото: Telegram-канал губернатора Краснодарского края
ЧС в акватории Керченского пролива стала первой в мире аварией с «тяжелым» топочным мазутом марки М100, который относится к высоковязким продуктам. Этот вид топлива, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность. Опыт по устранению подобного рода происшествий не был наработан
Фото: Коммерсантъ / Юрий Березнюк / купить фото
Перед властями региона встали вопросы, ответы на которые предстояло искать на ходу: с помощью чего собирать мазут, где хранить и как утилизировать
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
26 декабря для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов ввели режим ЧС федерального характера
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
К уборке анапских и темрюкских пляжей, которые пострадали больше всего, с первых дней ЧП подключились волонтеры, местные жители и представители власти
Фото: Коммерсантъ / Юрий Березнюк / купить фото
Людям приходилось работать в респираторах, чтобы защитить себя от токсичного вещества
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Было задействовано более 550 единиц техники, которые вывозили загрязненный грунт сначала на площадку временного хранения, а затем на специализированный полигон
Фото: Коммерсантъ / Данила Поваров / купить фото
С начала проведения работ по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе на территории Краснодарского края и Республики Крым очистили от мазута около 2 тыс. км береговой линии
Фото: t.me / opershtab23
Специалисты собрали 184,8 тыс. т загрязненного песка и грунта
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
От разлива мазута сильно пострадали птицы, особенно чомги
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Для спасения пернатых в Анапе и других городах были развернуты специальные пункты спасения птиц, где их отмывали, сушили и направляли в реабилитационные центры
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
По данным волонтеров, в первые месяцы после ЧП ветеринарную помощь оказали более 8 тыс. птицам, оказавшимся в зоне выброса мазута. Порядка 6 тыс. из них спасти не удалось
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Регулярно жители прибрежных городов стали находить на берегу Черного моря мертвых дельфинов. По приблизительным подсчетам, за год погибли не менее 80 млекопитающих
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Кроме животных и птиц от загрязнения пострадали и прибрежные экосистемы
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
На ликвидацию ЧС в Анапе из бюджета региона выделят 1,2 млрд руб.
Фото: Коммерсантъ / Александр Черных / купить фото
Вокруг кормы севшего на мель танкера «Волгонефть-239» начали строить искусственный вал, чтобы не допустить утечку оставшегося внутри судна мазута в море. После чего специалисты приступили к демонтажу судна
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
В августе 2025 года стало известно, что специалисты завершили демонтаж выступающих частей корпусов затонувших фрагментов танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239»
Фото: Telegram-канал Министерства транспорта России
Три части танкеров до сих пор находятся под водой, на глубине порядка 20 м. По данным Минтранса РФ, на дне остается 3,9 тыс. т мазута
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Для их изоляции строят специальные герметичные саркофаги (коффердамы)
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Власти Кубани вместе с учеными постоянно разрабатывали, тестировали и внедряли новые способы очистки береге моря от мазута. Эффективным решением стали защитные валы
Фото: Оперативный штаб Краснодарского края
Параллельно у побережья Анапы и Темрюкского района водолазы осуществляли очистку морского дна от осевшего мазута. Она была завершена в сентябре 2025 года
Фото: Оперштаб Кубани
После этого с побережья Анапы начали демонтировать защитный вал
Фото: Оперштаб Кубани
Однако в конце октября 2025 года в Анапе произошли новые выбросы мазута. Власти региона незамедлительно приступили к их ликвидации, было собрано несколько сотен мешков загрязненного мазутом песка
Фото: Оперштаб Кубани
В начале ноября во время осмотра водолазами затонувших фрагментов танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» утечек нефтепродуктов не зафиксировано
Фото: Оперштаб Кубани
С 4 по 10 декабря новых выбросов мазута в Анапе и Темрюкском районе не зафиксировано
Фото: Оперштаб Кубани
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев на прямой линии 5 декабря сообщил, что курортный сезон в Анапе в 2026 году должен состояться. Он выразил надежду, что работы по купированию мазута в Черном море завершатся до его начала
Фото: Саркис Айвазян
Причиной крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе стало нарушение капитанами судов и судовладельцами сроков навигации, которая завершилась 30 ноября. К такому выводу пришел Ространснадзор по итогам своего расследования
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Ущерб экосистеме Черного и Азовского морей, нанесенный в результате разлива мазута, оценивается в 84,9 млрд руб. Эту сумму пытаются взыскать в судебном порядке
Фото: Коммерсантъ / Виктор Коротаев / купить фото
Прокуратура привлекла ЗАО «Волгатранснефть», судовладельца танкера «Волгонефть-239», а также ООО «Кама Шиппинг», эксплуатанта танкера «Волгонефть-212», к административной ответственности за то, что суда класса «река—море» находились в Керченском проливе вблизи порта Кавказ после даты завершения навигации
Фото: Коммерсантъ / Юрий Березнюк / купить фото