Иностранные агенты требуют свободы слова

В ЕСПЧ подана жалоба издателей популярного новостного агрегатора

Как стало известно "Ъ", в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подана новая жалоба на закон об НКО. На этот раз в Страсбург обратились представители организации "Фриинформ", которой принадлежит в том числе новостной агрегатор Besttoday. Минюст ранее признал организацию иностранным агентом за участие в онлайн-проекте "Правда Беслана" и за то, что на сайте Besttoday публикуются критические высказывания в адрес органов власти. Заявители считают это посягательством на свободу слова.

Фото: flickr.com/dominic-doyle

Некоммерческая организация (НКО) "Центр информации "Фриинформ"" внесена в реестр иностранных агентов 22 июня текущего года. Как сообщали в Минюсте, процедура была выполнена принудительно, поскольку НКО отказывалась делать это добровольно. Ранее в связи с отказом организации был присужден штраф 300 тыс. руб. за нарушение закона об НКО. В Минюсте считают, что факты, выявленные при проверке "Фриинформа", "соответствуют признакам иностранного агента".

Во-первых, организация имеет иностранное финансирование: до последнего времени НКО получала гранты от американского Фонда поддержки демократии (NED), который ранее был признан нежелательной организацией в РФ. Во-вторых, в работе "Фриинформа" обнаружены признаки политической деятельности. Эта НКО среди прочего администрирует два онлайн-ресурса. Один из них — Besttoday.ru, по сути, новостной агрегатор, где публикуются популярные статьи из СМИ, блогов и т. д. В Минюсте сочли, что на сайте преобладают тексты, "содержащие критику органов власти". В частности, внимание проверяющих привлекла перепечатанная ресурсом статья Алексея Навального, критиковавшего отказ российских властей ратифицировать ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, а также блогера Антона Носика, который критиковал политику президента Владимира Путина.

Еще одна претензия Минюста касалась сайта Pomnibeslan.ru, который существует в рамках проекта "Правда Беслана". На нем публиковались материалы, касающиеся расследования захвата бесланской школы боевиками, критики действий силовиков и т. д. В одной из статей сообщалось, что если бы силовики не пошли на штурм школы, то многочисленных жертв удалось бы избежать. Также, отмечали в Минюсте, политический характер деятельности "Фриинформа" подтверждал и тот факт, что в 2004 году организация издавала буклеты и брошюры "Правда Беслана", в которых вина за гибель заложников также возлагалась на представителей антитеррористического штаба.

В НКО с этими доводами не согласны и считают, что Минюст нарушил сразу несколько статей Европейской конвенции о правах человека. Как говорится в жалобе в ЕСПЧ (имеется в распоряжении "Ъ"), помимо того что НКО фактически была наказана дважды — штрафом и принудительным включением в реестр, власти РФ нарушили еще и право ее сотрудников на свободу выражения мнения. "Названные сайты фактически отвечают критериям, предъявляемым к СМИ. Это полноценные информационные порталы с немалой посещаемостью",— говорится в документе. При этом, отмечают истцы, для донесения важной для общества информации сайт необязательно должен быть зарегистрирован в качестве СМИ: "Обсуждение борьбы с коррупцией и установление истинных причин гибели заложников в Беслане является крайне важным в демократическом обществе".

По словам юриста Ильнура Шарапова, представляющего интересы НКО в Страсбурге, жалоба пока не коммуницирована, но шансы на это велики. "Есть важный момент: многие НКО уже не раз обращали внимание ЕСПЧ на то, что термин "иностранный агент" — это, по сути, дискриминация. Надеемся, в Страсбурге обратят на это внимание",— отмечает господин Шарапов.

Григорий Туманов

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...