Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Энциклопедия красоты
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Академия
  • Юридический рейтинг
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 77,46
    • € 89,85
    • ¥ 10,96
    • IMOEX 2667,20
    Обзор законов декабря Валютный прогноз Новое на Weekend Колесников о Путине Спор банков и маркетплейсов СВО Отношения РФ и США Криптовалюты Экономика РФ ЛУКОЙЛ США и Украина Санкции Мессенджеры Цены на бензин Деньги Генератор Медведева Наука Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» Команда Трампа Книга об истории «Ъ» Тенденции Стиль
Следующая страница
  • Фото
01.11.2023, 00:00

Быстрее звука

Прошлое и будущее сверхзвуковых авиалайнеров

1 ноября 1977 года в первый пассажирский рейс отправился советский самолет Ту-144. Два борта — СССР-77109 и СССР-77110 — менее года совершали регулярные полеты по маршруту Москва—Алма-Ата, которые были прекращены из-за авиакатастрофы. История сверхзвуковой гражданской авиации — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Разработка сверхзвукового пассажирского самолета началась сразу в нескольких странах в начале 1960-х годов

Разработка сверхзвукового пассажирского самолета началась сразу в нескольких странах в начале 1960-х годов

Фото: Reuters

Британская BAC и французская Sud Aviation, первоначально разрабатывавшие свои проекты по отдельности, в 1962 году объявили, что объединяют их. Поэтому самолет и получил название Concorde, что в переводе с французского означает «согласие»

Британская BAC и французская Sud Aviation, первоначально разрабатывавшие свои проекты по отдельности, в 1962 году объявили, что объединяют их. Поэтому самолет и получил название Concorde, что в переводе с французского означает «согласие»

Фото: Reuters / Peter Morgan

В США разрабатывалось сразу два проекта сверхзвуковых пассажирских самолетов — Boeing 2707 (макет на фото) и Lockheed L-2000. Но до производства ни один не дошел: финансирование из-за затрат США на войну во Вьетнаме и космическую программу было небольшим, и в 1971 году стало понятно, что конкуренты ушли далеко вперед, и программа была свернута

В США разрабатывалось сразу два проекта сверхзвуковых пассажирских самолетов — Boeing 2707 (макет на фото) и Lockheed L-2000. Но до производства ни один не дошел: финансирование из-за затрат США на войну во Вьетнаме и космическую программу было небольшим, и в 1971 году стало понятно, что конкуренты ушли далеко вперед, и программа была свернута

Фото: tekku.ru

Советский Ту-144 начал проектироваться позже «Конкорда». Вопрос о том, были ли в советском проекте прямые заимствования, до сих пор остается спорным. Но первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года

Советский Ту-144 начал проектироваться позже «Конкорда». Вопрос о том, были ли в советском проекте прямые заимствования, до сих пор остается спорным. Но первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года

Фото: Ю.Чуприков / ТАСС

Из-за форсирования сроков Ту-144 в целом получился более «сырым», чем европейский конкурент, но со своими преимуществами. Считалось, что двигатели, тормоза и электроника лучше у «Конкорда», а аэродинамика — у Ту-144

Из-за форсирования сроков Ту-144 в целом получился более «сырым», чем европейский конкурент, но со своими преимуществами. Считалось, что двигатели, тормоза и электроника лучше у «Конкорда», а аэродинамика — у Ту-144

Фото: Ю.Чуприков / ТАСС

В эксплуатацию Ту-144 ввели только в 1977 году. За 10 лет испытаний с ним успела произойти первая катастрофа — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году. По официальной версии, причиной стал резкий маневр Ту-144, уклонявшегося от подлетевшего близко французского самолета, с которого велась фотосъемка

В эксплуатацию Ту-144 ввели только в 1977 году. За 10 лет испытаний с ним успела произойти первая катастрофа — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году. По официальной версии, причиной стал резкий маневр Ту-144, уклонявшегося от подлетевшего близко французского самолета, с которого велась фотосъемка

Фото: Борис Корзин / ТАСС

В 1977 году Ту-144 впервые поставили на регулярную линию Москва—Алма-Ата. Время в полете составляло 2 часа (сейчас в среднем 4 часа 15 минут). Но самолет пролетал на линии только семь месяцев: в Подмосковье во время тестового полета упал уже второй лайнер, и дорогостоящую имиджевую программу решили закрыть

В 1977 году Ту-144 впервые поставили на регулярную линию Москва—Алма-Ата. Время в полете составляло 2 часа (сейчас в среднем 4 часа 15 минут). Но самолет пролетал на линии только семь месяцев: в Подмосковье во время тестового полета упал уже второй лайнер, и дорогостоящую имиджевую программу решили закрыть

Фото: Виктор Великжанин и Виталий Созинов / ТАСС

В 1983 году на одном из «Ту-144» были установлены 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда же поднимался вопрос о возобновлении эксплуатации сверхзвукового авиалайнера «Аэрофлотом», но на линии его так и не вернули.  До 1999 года некоторые экземпляры использовались в качестве лабораторий<br>На фото: учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева

В 1983 году на одном из «Ту-144» были установлены 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда же поднимался вопрос о возобновлении эксплуатации сверхзвукового авиалайнера «Аэрофлотом», но на линии его так и не вернули. До 1999 года некоторые экземпляры использовались в качестве лабораторий
На фото: учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева

Фото: Коммерсантъ / Игорь Евдокимов  /  купить фото

Судьба «Конкорда» складывалась более удачно. Самолет 25 лет обслуживал престижные трансатлантические маршруты, и, несмотря на цену билетов в несколько тысяч долларов, в США, Британии и Франции находилось достаточно состоятельных пассажиров, готовых заплатить за то, чтобы долететь из Лондона в Нью-Йорк за три часа

Судьба «Конкорда» складывалась более удачно. Самолет 25 лет обслуживал престижные трансатлантические маршруты, и, несмотря на цену билетов в несколько тысяч долларов, в США, Британии и Франции находилось достаточно состоятельных пассажиров, готовых заплатить за то, чтобы долететь из Лондона в Нью-Йорк за три часа

Фото: Reuters

После снятия с рейсов Ту-144 «Конкорд» остался единственным в мире сверхзвуковым самолетом. При крейсерской скорости 2135 км/ч он мог перевезти до 120 пассажиров на расстояние до 7250 км

После снятия с рейсов Ту-144 «Конкорд» остался единственным в мире сверхзвуковым самолетом. При крейсерской скорости 2135 км/ч он мог перевезти до 120 пассажиров на расстояние до 7250 км

Фото: Reuters / Russell Boyce

Черным днем для «Конкорда» стало 25 июля 2000 года. Тогда при взлете в парижском аэропорту Шарль де Голль у лайнера в воздухе загорелся бензобак, самолет потерял управление и рухнул над пригородом Парижа Гонесс. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа погибли

Черным днем для «Конкорда» стало 25 июля 2000 года. Тогда при взлете в парижском аэропорту Шарль де Голль у лайнера в воздухе загорелся бензобак, самолет потерял управление и рухнул над пригородом Парижа Гонесс. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа погибли

Фото: Reuters / Andras Kisgergely

Как выяснилось позже, причиной катастрофы стала чистая случайность — небольшая титановая пластина, оторвавшаяся от двигателя взлетавшего незадолго до этого самолета компании Continental. При разбеге «Конкорд» зацепил деталь колесом. Покрышка лопнула, и ее фрагменты, разлетаясь, пробили бензобак, что и вызвало пожар

Как выяснилось позже, причиной катастрофы стала чистая случайность — небольшая титановая пластина, оторвавшаяся от двигателя взлетавшего незадолго до этого самолета компании Continental. При разбеге «Конкорд» зацепил деталь колесом. Покрышка лопнула, и ее фрагменты, разлетаясь, пробили бензобак, что и вызвало пожар

Фото: Reuters

То, что причина катастрофы была случайной, «Конкорд» не спасло. После падения самолета под Парижем продажи билетов стали падать. А после 11 сентября 2001 года весь мировой рынок авиаперевозок оказался в глубоком кризисе

То, что причина катастрофы была случайной, «Конкорд» не спасло. После падения самолета под Парижем продажи билетов стали падать. А после 11 сентября 2001 года весь мировой рынок авиаперевозок оказался в глубоком кризисе

Фото: Reuters

Стареющий парк «Конкордов» не мог больше конкурировать с дозвуковыми, но более современными моделями. В 2003 году British Airways и Air France приняли решение вывести самолет из эксплуатации

Стареющий парк «Конкордов» не мог больше конкурировать с дозвуковыми, но более современными моделями. В 2003 году British Airways и Air France приняли решение вывести самолет из эксплуатации

Фото: Reuters

Оставшиеся экземпляры сверхзуковых пассажирских самолетов теперь можно увидеть только в музеях и на авиашоу 
<br>На фото: Ту-144 на авиасалоне МАКС в 2009 году

Оставшиеся экземпляры сверхзуковых пассажирских самолетов теперь можно увидеть только в музеях и на авиашоу
На фото: Ту-144 на авиасалоне МАКС в 2009 году

Фото: Коммерсантъ / Павел Головкин  /  купить фото

В 2006 и 2008 годах Международной организацией гражданской авиации были приняты новые стандарты авиационного шума. В результате полеты сверхзвуковых самолетов над сушей попали под запрет. Решением проблемы шума заинтересовались ведущие космические агентства, чем снова всколыхнули интерес к сверхзвуковым планерам. В июле 2015 года Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно со Шведским национальным космическим агентством провело ряд испытаний нового сверхзвукового самолета D-SEND-2 (на фото)

В 2006 и 2008 годах Международной организацией гражданской авиации были приняты новые стандарты авиационного шума. В результате полеты сверхзвуковых самолетов над сушей попали под запрет. Решением проблемы шума заинтересовались ведущие космические агентства, чем снова всколыхнули интерес к сверхзвуковым планерам. В июле 2015 года Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно со Шведским национальным космическим агентством провело ряд испытаний нового сверхзвукового самолета D-SEND-2 (на фото)

Фото: JAXA

15 ноября 2016 года компания Boom Technology из США и британский бизнесмен Ричард Брэнсон представили демонстратор XB-1 будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture. Пока создатели показали уменьшенную в масштабе 1:3 копию серийной модели. По расчетам конструкторов, воздушное судно сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, ориентировочная цена билета — около $5 тыс.

15 ноября 2016 года компания Boom Technology из США и британский бизнесмен Ричард Брэнсон представили демонстратор XB-1 будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture. Пока создатели показали уменьшенную в масштабе 1:3 копию серийной модели. По расчетам конструкторов, воздушное судно сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, ориентировочная цена билета — около $5 тыс.

Фото: Boom Technology

В июле 2021 года у Boom Technology появился потенциальный покупатель: американский авиаперевозчик United Airlines объявил о планах купить 15 самолетов Overture. В январе 2022 года компания заявила, что готова приступить к строительству завода в Северной Каролине, где будут собираться сверхзвуковые пассажирские лайнеры.  Выкатка полноразмерного воздушного судна запланирована на 2025 год, а завершение сертификации — на 2029-й

В июле 2021 года у Boom Technology появился потенциальный покупатель: американский авиаперевозчик United Airlines объявил о планах купить 15 самолетов Overture. В январе 2022 года компания заявила, что готова приступить к строительству завода в Северной Каролине, где будут собираться сверхзвуковые пассажирские лайнеры. Выкатка полноразмерного воздушного судна запланирована на 2025 год, а завершение сертификации — на 2029-й

Фото: Alyson McClaran / Reuters

Следующая фотография
1 / 18

Разработка сверхзвукового пассажирского самолета началась сразу в нескольких странах в начале 1960-х годов

Фото: Reuters

Британская BAC и французская Sud Aviation, первоначально разрабатывавшие свои проекты по отдельности, в 1962 году объявили, что объединяют их. Поэтому самолет и получил название Concorde, что в переводе с французского означает «согласие»

Фото: Reuters / Peter Morgan

В США разрабатывалось сразу два проекта сверхзвуковых пассажирских самолетов — Boeing 2707 (макет на фото) и Lockheed L-2000. Но до производства ни один не дошел: финансирование из-за затрат США на войну во Вьетнаме и космическую программу было небольшим, и в 1971 году стало понятно, что конкуренты ушли далеко вперед, и программа была свернута

Фото: tekku.ru

Советский Ту-144 начал проектироваться позже «Конкорда». Вопрос о том, были ли в советском проекте прямые заимствования, до сих пор остается спорным. Но первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года

Фото: Ю.Чуприков / ТАСС

Из-за форсирования сроков Ту-144 в целом получился более «сырым», чем европейский конкурент, но со своими преимуществами. Считалось, что двигатели, тормоза и электроника лучше у «Конкорда», а аэродинамика — у Ту-144

Фото: Ю.Чуприков / ТАСС

В эксплуатацию Ту-144 ввели только в 1977 году. За 10 лет испытаний с ним успела произойти первая катастрофа — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году. По официальной версии, причиной стал резкий маневр Ту-144, уклонявшегося от подлетевшего близко французского самолета, с которого велась фотосъемка

Фото: Борис Корзин / ТАСС

В 1977 году Ту-144 впервые поставили на регулярную линию Москва—Алма-Ата. Время в полете составляло 2 часа (сейчас в среднем 4 часа 15 минут). Но самолет пролетал на линии только семь месяцев: в Подмосковье во время тестового полета упал уже второй лайнер, и дорогостоящую имиджевую программу решили закрыть

Фото: Виктор Великжанин и Виталий Созинов / ТАСС

В 1983 году на одном из «Ту-144» были установлены 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда же поднимался вопрос о возобновлении эксплуатации сверхзвукового авиалайнера «Аэрофлотом», но на линии его так и не вернули. До 1999 года некоторые экземпляры использовались в качестве лабораторий
На фото: учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева

Фото: Коммерсантъ / Игорь Евдокимов  /  купить фото

Судьба «Конкорда» складывалась более удачно. Самолет 25 лет обслуживал престижные трансатлантические маршруты, и, несмотря на цену билетов в несколько тысяч долларов, в США, Британии и Франции находилось достаточно состоятельных пассажиров, готовых заплатить за то, чтобы долететь из Лондона в Нью-Йорк за три часа

Фото: Reuters

После снятия с рейсов Ту-144 «Конкорд» остался единственным в мире сверхзвуковым самолетом. При крейсерской скорости 2135 км/ч он мог перевезти до 120 пассажиров на расстояние до 7250 км

Фото: Reuters / Russell Boyce

Черным днем для «Конкорда» стало 25 июля 2000 года. Тогда при взлете в парижском аэропорту Шарль де Голль у лайнера в воздухе загорелся бензобак, самолет потерял управление и рухнул над пригородом Парижа Гонесс. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа погибли

Фото: Reuters / Andras Kisgergely

Как выяснилось позже, причиной катастрофы стала чистая случайность — небольшая титановая пластина, оторвавшаяся от двигателя взлетавшего незадолго до этого самолета компании Continental. При разбеге «Конкорд» зацепил деталь колесом. Покрышка лопнула, и ее фрагменты, разлетаясь, пробили бензобак, что и вызвало пожар

Фото: Reuters

То, что причина катастрофы была случайной, «Конкорд» не спасло. После падения самолета под Парижем продажи билетов стали падать. А после 11 сентября 2001 года весь мировой рынок авиаперевозок оказался в глубоком кризисе

Фото: Reuters

Стареющий парк «Конкордов» не мог больше конкурировать с дозвуковыми, но более современными моделями. В 2003 году British Airways и Air France приняли решение вывести самолет из эксплуатации

Фото: Reuters

Оставшиеся экземпляры сверхзуковых пассажирских самолетов теперь можно увидеть только в музеях и на авиашоу
На фото: Ту-144 на авиасалоне МАКС в 2009 году

Фото: Коммерсантъ / Павел Головкин  /  купить фото

В 2006 и 2008 годах Международной организацией гражданской авиации были приняты новые стандарты авиационного шума. В результате полеты сверхзвуковых самолетов над сушей попали под запрет. Решением проблемы шума заинтересовались ведущие космические агентства, чем снова всколыхнули интерес к сверхзвуковым планерам. В июле 2015 года Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно со Шведским национальным космическим агентством провело ряд испытаний нового сверхзвукового самолета D-SEND-2 (на фото)

Фото: JAXA

15 ноября 2016 года компания Boom Technology из США и британский бизнесмен Ричард Брэнсон представили демонстратор XB-1 будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture. Пока создатели показали уменьшенную в масштабе 1:3 копию серийной модели. По расчетам конструкторов, воздушное судно сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, ориентировочная цена билета — около $5 тыс.

Фото: Boom Technology

В июле 2021 года у Boom Technology появился потенциальный покупатель: американский авиаперевозчик United Airlines объявил о планах купить 15 самолетов Overture. В январе 2022 года компания заявила, что готова приступить к строительству завода в Северной Каролине, где будут собираться сверхзвуковые пассажирские лайнеры. Выкатка полноразмерного воздушного судна запланирована на 2025 год, а завершение сертификации — на 2029-й

Фото: Alyson McClaran / Reuters

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

«Я потеряла вес, голос и любимого»

Исполнилось 102 года со дня рождения Марии Каллас

Фотогалерея

«Я не хочу, чтобы во мне видели азиатку, которая всех бьет»

Актрисе Люси Лью исполнилось 57 лет

Фотогалерея

«Без чувства юмора прожить тяжелее, чем без зрения и слуха»

Как Геннадий Хазанов покорял большую сцену

Фотогалерея

Лучшие фото за ноябрь

Запоминающиеся кадры месяца

Фотогалерея

«Для меня "сексуальность" — это когда человек излучает уверенность»

Зои Кравиц исполнилось 37 лет

Фотогалерея

Светская хроника

24–30 ноября

Наглядно

Пули, бомбы и ножи

Как покушались на первых лиц Российской империи, СССР и РФ

Фотогалерея

«Литература — это триумф национального пиара»

Умер британский драматург Том Стоппард

Фотогалерея

Режиссер Вуди

Вуди Аллену исполнилось 90 лет

Фотогалерея

Дума по зиме

Яркие моменты работы депутатов в ноябре

Фотогалерея

«Дикий ребенок британской моды»

Джону Гальяно исполнилось 65

Фотогалерея

Князь, Иудушка, Ленин

Евгению Миронову исполнилось 59 лет

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 02.12.2025

    ВЭБ.РФ

    ВЭБ поддержал зеленые и устойчивые проекты на более чем 668 млрд рублей

  • 02.12.2025

    АО АКБ «НОВИКОМБАНК»

    НРА улучшило прогноз по кредитному рейтингу НОВИКОМа

  • 02.12.2025

    STONE

    STONE увеличил объем строительства до 1 млн кв. м

  • 01.12.2025

    АО «Фармасинтез»

    ГК «Фармасинтез» получила положительное решение патентного ведомства США

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее