Коротко


Подробно

Хельсинкская группа пошла с камнем в суд

Правозащитники подают иск к российским телеканалам

шпионский скандал

Вчера глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила Ъ, что подаст в арбитражный суд иск о защите деловой репутации правозащитной организации к трем ведущим телеканалам страны — "Первому", "России" и НТВ. Поводом для иска стал показанный "Россией" 22 января фильм Аркадия Мамонтова "Шпионы" и трактовка возникшего скандала другими каналами. Известная российская правозащитница подчеркивает, что намерена защищать не столько себя, сколько все неправительственные организации, на которые оказывает давление власть.


"Я проконсультировалась со многими специалистами и решила подать в суд иск о нанесении ущерба моей деловой репутации",— заявила вчера Ъ госпожа Алексеева. По словам главы Московской Хельсинкской группы, иск практически составлен. Представлять интересы госпожи Алексеевой в суде готовы несколько известных адвокатов. Их фамилии правозащитник не называет по этическим соображениям. "Я хочу подчеркнуть, что мы намерены говорить не только о моем частном случае. Мы будем защищать все неправительственные организации, на которые оказывает давление власть",— заявила Ъ Людмила Алексеева.

Поводом для иска Людмилы Алексеевой стал фильм Аркадия Мамонтова "Шпионы", где со ссылкой на ФСБ разоблачались четверо сотрудников британской разведки, работающие в посольстве Великобритании в Москве. Они обменивались разведданными через замаскированный под камень передатчик (Ъ писал о скандале 24 января). Господин Мамонтов заявил, что один из этой четверки — второй секретарь посольства Марк Доу сотрудничал с российскими некоммерческими организациями — Московской Хельсинкской группой и фондом "Евразия". В эфире были продемонстрированы платежки, подписанные господином Доу,— авторы фильма утверждали, что с его подачи британское посольство переводило деньги НКО. Людмила Алексеева в интервью Ъ 24 января заявила, что расценивает фильм господина Мамонтова как часть "масштабной клеветнической кампании против правозащитных организаций".

Окончательное решение обратиться в суд госпожа Алексеева приняла вчера поздно вечером. Она рассказала Ъ, что иск будет подан в арбитражный суд Москвы.

Ответчиками по иску станут телеканалы "Первый", "Россия" и НТВ, а также глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, который, по словам госпожи Алексеевой, "позволил себе заявить, что нас финансируют западные разведки". "Наше дело — однозначно политическое,— заявила Людмила Алексеева.— Так что надежда на то, что арбитражный суд будет к нам благосклонен, не очень большая. Поэтому мы готовы обратиться в Европейский арбитражный суд в Цюрихе".

В связи с тем, что решение было принято вчера поздно вечером, представители будущих ответчиков заявление госпожи Алексеевой не комментировали. В частности, советник гендиректора ВГТРК (куда входит телеканал "Россия") Виктория Арутюнова сказала, что об иске впервые слышит от корреспондента Ъ.

Не комментировали заявления госпожи Алексеевой и в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ. Отметим, что ЦОС распространил вчера официальное сообщение о том, что следственным управлением ФСБ РФ "по факту обнаружения в Москве шпионского электронного устройства ближней агентурной радиосвязи возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 276 УК РФ ('Шпионаж')". Фигурантов в этом деле пока нет.

"Правозащитникам будет очень трудно доказать в арбитраже наличие у них деловой репутации. Обычно арбитраж признает ее только у субъектов предпринимательской деятельности",— заявил вчера Ъ специалист по искам о защите деловой репутации, адвокат Константин Скловский. Второй проблемой при рассмотрении дела, по мнению адвоката, станет доказательная база. "Доказать факты (из каких источников финансировались НКО.— Ъ), о которых говорили по телевидению, будет очень сложно",— уверен господин Скловский. Адвокат предположил, что суд с учетом этих обстоятельств может отказать правозащитникам в рассмотрении дела.

Кроме того, как стало известно Ъ, в ближайшие дни еще один известный российский правозащитник Лев Пономарев намерен подать в суд на "Первый канал". Как пояснил Ъ глава движения "За права человека", поводом для иска стал сюжет в программе "Время" 11 декабря прошлого года. В нем бывший соратник господина Пономарева Вячеслав Бекбулатов обвинил правозащитника в том, что он получает деньги от предпринимателя Бориса Березовского. "Я сейчас даже удивляюсь тому, что моя история прошла по тому же сценарию, что и скандал с фильмом 'Шпионы'. В сюжете, больше похожем на пропагандистский ролик, были озвучены абсолютно не соответствующие истине факты. Моего мнения о них, разумеется, никто не спросил",— заявил вчера Ъ господин Пономарев. Правозащитник, по его словам, написал руководству канала письмо, где попросил дать ему ответное слово или опровергнуть сказанное, но на днях получил отказ. Теперь господин Пономарев намерен отстаивать свою честь и достоинство в суде.

Ъ будет следить за развитием событий.

АНДРЕЙ Ъ-КОЗЕНКО



Тэги:

Обсудить: (0)

Комментировать

Наглядно

валютный прогноз

обсуждение