Неделя в обители бога

Трекинг в Адыгее

Рано или поздно каждый, кого привлекают горы и сопутствующая им романтика, решается на то, чтобы отправиться в поход. Моей любви к горам поначалу хватало занятий скалолазанием, но множество интересных походных историй и фотографий, которыми делились друзья, убедили меня в необходимости получить этот опыт. Поход на Большой и Малый Тхач, горы, расположенные в Адыгее, считается не очень сложным, и я сочла его подходящим для знакомства с трекингом.

Виды природного парка Большой Тхач в Адыгее

Фото: Alamy/TASS

Такие туры предлагает множество компаний, осталось выбрать подходящие даты. Маршрут рассчитан на семь дней, за это время нужно пройти 60 км, подняться на «обитель вечно юного бога», как переводится с адыгейского Тхач, подняться на Малый Тхач, пройти между горами Западный и Восточный Ачешбок, через Чертовы ворота и полюбоваться панорамными видами с вершины Восточного Ачешбока.

Трекинг для начинающих

Смотреть

В назначенный день мы собрались на железнодорожном вокзале Краснодара. Наша небольшая группа, за исключением меня, абсолютного новичка, состояла из спортсменов и опытных походников, а также инструктора-стажера и гидов-инструкторов Димы и Майи, которых сопровождает в походах кот Шива.

Мы загрузились в микроавтобус и поехали в столицу Адыгеи Майкоп, где перекусили чебуреками и отправились дальше. В горном селе Новопрохладное пересели в грузовик с открытым верхом и колесами в человеческий рост — иначе в горы не проехать: там разбитая грунтовка, местами исчезающая в горных речушках. Управляет этой махиной опытный водитель, который умеет выбраться из метровой колеи и не застрять. Поездка (в терминологии инструкторов — заброска) напоминает плавание в шторм: мы ныряем, а потом медленно выбираемся наверх.

Виды природного парка Большой Тхач в Адыгее

Фото: Alamy/TASS

Выгружаемся на горной базе, ставим палатки и ужинаем пшенкой с колбасой, приготовленной на костре. Дима, по образованию клинический психолог, объявляет, что в походе запрещены алкоголь и наркотики. За нарушение — эвакуация: по рации вызывают лесника, у которого из средств передвижения только лошадь, на ней и вывозят нарушителей, а также участников похода в случае болезни или травмы.

Утром, тащась к горной реке умываться, думаю: что я здесь делаю, может, пока не поздно уехать вон с теми дровосеками, которые мелькнули на повороте? После завтрака нам раздают продукты, которые мы понесем, и рюкзак весит уже килограммов 16 — я не могу его даже поднять, не то что идти с ним. Но инструктор объясняет, что если лямки правильно отрегулировать, то веса я не буду чувствовать. Он помогает мне подтянуть ремни — становится немного легче, и все же передвигаюсь я с трудом.

Заповедное место

Смотреть

Группа уже умчалась вдаль и вверх, мы с Майей и Шивой остались далеко позади. На первом же привале ребята забрали из моего рюкзака продукты, и я пошла бодрее. К вечеру, когда пришли на первую стоянку, я начала думать об эвакуации на коне. В утешение мне сказали, что новичкам сложно бывает только в первый день, так что надо потерпеть. Сбросив рюкзак, я начала приходить в себя и замечать, как вокруг красиво. Но участвовать в общей деятельности — собирании дров, разведении костра, приготовлении еды и мытье котла — была не в состоянии. На следующий день картина повторилась: мы с Майей и котом снова плелись позади. Было неловко, но инструкторы меня успокоили: у каждого свой темп, завтра я уже привыкну к рюкзаку, к горам и к быстрой ходьбе. В этот день мы поднялись на Большой Тхач, и фантастические виды — абрисы гор, обрывы, неведомые птицы и затейливые растения — вызвали прилив сил и желание идти дальше.

Вечером Дима сказал, что самое сложное мы преодолели, завтра пойдем по равнине, будет радиалка (однодневный поход без рюкзаков с возвращением в лагерь) и я не должна пропустить такой день, поэтому мысли об эвакуации нужно выбросить из головы. Действительно, подумала я, ведь завтра мы пойдем в самый дикий и самый прекрасный район заповедника.

Наконец-то мы шли без рюкзаков и не в гору! Однако тут же выяснилось, что надо пройти 20 км и вернуться на стоянку засветло, чтобы успеть собрать дров для вечернего костра и набрать воды на ужин. К тому же на обратном пути нас стал догонять туман и пришлось идти быстрее, потому что в тумане передвигаться по краю обрыва опасно. Когда туман пришел, мы были уже в лагере, и за всеми этими заботами я совершенно забыла про эвакуацию. И на четвертый день с радостью заметила, что мы уже меньше отстаем от группы. Кот иногда тоже шел самостоятельно по тропе на длинной шлейке, но чаще ехал у Майи на рюкзаке. На пятый день я про коня не вспоминала, а на шестой привыкла наконец к рюкзаку и весь день уже шла практически в общем потоке. Каким-то образом все эти шесть дней я еще находила силы фотографировать, и невероятной красоты кадры подтверждают, что мой первый поход мне не приснился, а был настоящим приключением. Недавно я купила профессиональный рюкзак и этим летом собираюсь в поход по горам Дагестана — на две недели.