Война до победного словца

Кто и как борется в Европе с "российской пропагандой"

На фоне кризиса в отношениях и возвращения к соперничеству эпохи блокового противостояния Россия и Запад возвращаются и к противостоянию информационному. В конце минувшей недели в Риге был открыт Центр стратегической коммуникации НАТО, который уже окрестили центром "по борьбе с российской пропагандой". В Европе все чаще звучат голоса о недооценке потенциала Москвы, которая может выиграть у Запада информационную войну. Предложения, как нужно противостоять "пропагандистскому наступлению" Кремля, варьируются в зависимости от страны: от выступлений в поддержку качественной журналистики до законодательных инициатив о запрете российского вещания и попыток запустить новые медийные проекты. "Ъ" разбирался, кто и как в странах Евросоюза оказался втянутым в информационную войну.

Фото: AFP

Реакция на похолодание

"Каждый день идет борьба за сердца и умы людей",— заявил президент Латвии Раймондс Вейонис в минувший четверг на официальном открытии рижского Центра стратегической коммуникации НАТО. В альянсе заверили, что речь не идет о новом "способе действовать против России". Вместе с тем задачи центра свидетельствуют об обратном. Как рассказали в пресс-службе президента Литвы Дали Грибаускайте, которая также присутствовала на церемонии открытия центра, он "внесет вклад в укрепление информационной безопасности, борьбу с враждебной пропагандой, а также займется формированием доктрины стратегической коммуникации альянса, анализом информационного пространства, вычленением наилучших практик по разоблачению лжи, распространяемой о странах НАТО, и отражению информационных атак". Российские СМИ в этих грехах руководство альянса и стран Запада обвиняет в последние месяцы регулярно.

"Мы в Европе в шоке от того, как легко российские СМИ перешли к воинственной риторике, и это не позволяет нам чувствовать себя в безопасности",— убеждает "Ъ" бывший заместитель главы МИД Польши Ежи Помяновский, теперь исполнительный директор Европейского фонда в поддержку демократии (EED). Фонд сегодня — один из активных игроков на поле противостояния "российской пропаганде" в ЕС и странах "Восточного партнерства". EED проводит тематические конференции, финансирует деятельность ряда СМИ в странах Восточной Европы, а также с декабря 2014 года проводит по заказу правительства Нидерландов комплексное исследование возможностей развития "независимых русскоязычных СМИ" (по данным издания EUobserver, размер выделенного на исследование гранта составил €500 тыс.).

Подобные усилия — гранты, экспертные дискуссии и исследования — активно продвигались для развития независимой журналистики в России и на постсоветском пространстве с начала 1990-х годов. Однако до середины 2000-х годов дебаты о необходимости "борьбы с российской пропагандой" оставались прерогативой экспертного сообщества, критически настроенных журналистов и жителей стран Прибалтики. Ситуация изменилась после запуска в конце 2005 года телеканала Russia Today (RT).

"Сначала мы смеялись над перспективами телеканала, но уже во время "пятидневной войны" в Грузии в 2008 году нам стало не до смеха",— вспоминает британский журналист, старший редактор журнала The Economist Эдвард Лукас, также занимающий пост старшего вице-председателя американского Центра анализа европейской политики (CEPA). "Постепенно нам стало ясно, что со времен холодной войны механизмы пропаганды сильно изменились,— говорит Эдвард Лукас "Ъ".— Тогда границы были куда яснее очерчены, а советская пропаганда была куда более прямолинейной. Теперь же и в западной прессе, и в западном обществе многие настроены пророссийски, а возможность сохранения анонимности в интернете позволяет целой волне неизвестных нам пользователей продвигать свои позиции на западных сайтах".

По мнению Эдварда Лукаса, "российская империя дезинформации" стоит на двух столпах: системе иновещания и информагентств плюс так называемых фабриках интернет-троллей, оставляющих на страницах сайтов заказные политические комментарии. Кроме того, поясняет "Ъ" Эдвард Лукас, "российские пропагандисты" научились использовать "слабость европейских СМИ" — стремление к объективности. "Би-би-си не будет стремиться к плюрализму, если кто-то считает, что Земля круглая, а другой — что плоская, однако в случае с новостями из России так и происходит. И те, кто распространяет российскую пропаганду, этим пользуются",— уверен он.

Старая борьба новыми методами

Европейские чиновники активно подключились к информационному противостоянию уже после обострения украинского кризиса. По итогам мартовского саммита лидеров стран Евросоюза глава внешнеполитической службы ЕС Федерика Могерини получила задание подготовить "план действий по стратегическим коммуникациям" и в качестве "первоочередного шага" создать собственную "команду по коммуникациям".

Предпринимать основные шаги по противодействию "российской пропаганде" на уровне Евросоюза с сентября должна будет специальная команда, состоящая из экспертов и чиновников внешнеполитической службы ЕС (East StratComTeam). Ее возглавит бывший журналист чешской газеты Hospodarske noviny Якуб Каленский. По данным брюссельского издания EUobserver, в задачи возглавляемой им команды русистов будет входить "проверка фактов и исправление домыслов и мифов", распространяемых в СМИ прежде всего на русском языке, мониторинг освещения политики ЕС, а также разработка и продвижение стратегии коммуникации Евросоюза в средствах массовой информации.

Работу East StratComTeam облегчит целый ряд уже составленных экспертами рекомендаций, посвященных как вопросам российской информационной политики, так и возможным ответным мерам. По словам эксперта CEPA Эдварда Лукаса, основная работа должна идти по трем направлениям: анализ информационной стратегии российских СМИ, поддержка уже действующих за пределами РФ русскоязычных медиаресурсов, а также создание за рубежом контента для российской аудитории. "Такая экспертиза была доступна нам во времена холодной войны, но утрачена с тех пор,— сетует он.— Мы могли бы, например, активнее работать не по старинке, на коротких волнах, а в интернете, публикуя сатирические или расследовательские видеоролики на YouTube".

Свои рекомендации представил в мае на полях саммита "Восточного партнерства" в Риге и Европейский фонд в поддержку демократии (EED). "Мы опросили более сотни русскоговорящих медиаэкспертов в поиске возможностей поддержки качественной и независимой русскоязычной журналистики — как новостной, так и неновостной — во всех странах, где есть соответствующая русскоязычная аудитория,— говорит "Ъ" Ежи Помяновский.— Главное, что мы советуем,— избегать попыток борьбы с российской пропагандой старомодными средствами контрпропаганды".

Воины в поле информационной войны

Впрочем, конкретные меры по противодействию "российской информационной угрозе" по-прежнему остаются прерогативой национальных властей стран--участниц ЕС. И если на встречах в Брюсселе лидеры европейских стран говорят "одним голосом", на практике вкладывать силы и, главное, средства в информационную гонку готовы далеко не все.

"Лишь часть государств ЕС заинтересованы в борьбе с российской пропагандой. Реальную угрозу со стороны России ощущают страны Прибалтики, отсюда такая чувствительность к теме. У нас, например, ситуация значительно спокойнее",— объясняет "Ъ" Якуб Янда, замдиректора пражского аналитического центра "Европейские ценности", активно выступающего против "российской пропаганды в Чехии".

В числе стран, которые индифферентно относятся к опасности дезинформации со стороны России,— давние партнеры Москвы, например Греция и Италия, а также страны, которые оказались вне зоны российского интереса из-за географической отдаленности, своей роли в ЕС и отсутствия русскоязычного сообщества,— например, Португалия и Ирландия.

Впрочем, и отсутствие русскоязычного меньшинства не является препятствием для борьбы с "российской пропагандой". Так, в кампании по противодействию ей активно участвуют Дания и Нидерланды. "В Голландии критика официальной российской позиции, транслируемой через СМИ, обострилась после крушения над Донбассом самолета Boeing, в Дании — после скандальных заявлений российского посла о том, что датские военные корабли рискуют стать мишенями для российских ракет с ядерными боеголовками",— говорит Якуб Янда.

Ряд стран решили не дожидаться принятия Евросоюзом совместных мер и создать свои национальные отделы по реагированию на внешнюю информационную политику РФ. И если в соседней с Россией Финляндии такая контактная группа создается на межведомственной основе, то в Великобритании соответствующее подразделение было создано в рядах вооруженных сил. Как сообщает The Guardian, 77-я бригада ВС Великобритании численностью около 1,5 тыс. человек набиралась из числа военнослужащих, "имеющих опыт в журналистике и понимание работы социальных сетей": в их обязанности будет входить круглосуточный мониторинг СМИ и социальных сетей.

О готовности помочь в борьбе с "российской пропагандой", в том числе в Прибалтике, заявляют и власти ФРГ. Они увеличили на 2% годовой бюджет государственной медиакомпании Deutsche Welle, который теперь составляет €294 млн: дополнительных расходов потребовало открытие киевского корпункта и нового круглосуточного англоязычного телеканала DW, запущенного в конце июня для ответа на "вызовы со стороны российской пропаганды".

Их ответ RT

Еще более активно с российской агитацией борются в Центральной и Восточной Европе. В Венгрии, Чехии и Словакии полагаются в основном на уже имеющиеся ресурсы. Например, в начале лета свое видение методов борьбы с российской пропагандой представил пражский Институт славянских стратегических исследований (ISSS). В свою очередь, в Словакии широко обсуждался список пророссийских интернет-ресурсов, направленных на чешскую и словацкую аудиторию, составленный в начале года активистом Юраем Сматаной.

"В Чехии и Словакии нет ощутимого восприятия российской угрозы,— пояснил "Ъ" Якуб Янда из центра "Европейские ценности".— Именно поэтому наиболее активно пропаганде противодействуют прежде всего различные НКО". Впрочем, чешские власти также готовы финансово поддерживать отдельные проекты, например, украинский сайт для проверки фактов Stopfake.org в 2015 году получил "финансовую поддержку от МИД Чехии".

В свою очередь, другой базирующийся в Чехии проект — "Радио "Свобода"/"Свободная Европа"" — финансируется из бюджета американского Совета управляющих по вопросам вещания (BBG). Как следует из объявления о вакансии, опубликованного на прошлой неделе на сайте радиостанции, в Праге будет создан новый отдел по работе с цифровыми СМИ, призванный "усилить присутствие "Радио "Свобода"/"Свободная Европа"" в русскоязычной сфере".

В бюджете BBG на 2016 год, представленном на рассмотрение Конгресса США, говорится: общий объем финансирования медиаинициатив правительства США "для борьбы с давлением со стороны российского правительства" в отношении россиян и русскоговорящего населения в странах бывшего СССР, Европе и по всему миру должен составить в 2016 году $15,4 млн. В эту сумму должно уложиться финансирование не только "Радио "Свобода"", но и "Голоса Америки", созданного в этом году видеопортала "Настоящее время", а также других цифровых и образовательных инициатив. Для сравнения: на борьбу с пропагандой "Исламского государства" BBG планирует потратить $6,1 млн.

"США — партнер Евросоюза, и трансатлантический диалог для них крайне важен. Дважды за прошлый век они игнорировали происходящее в Европе, а затем были вынуждены вступать в войну. Они не хотят вновь допускать эту ошибку,— пояснил "Ъ" Эдвард Лукас.— Думаю, что сначала администрация Обамы была куда равнодушнее настроена по отношению к происходящему в Европе, но теперь и ситуация в Европе, и российский вопрос приобрели большое значение. А одна из вещей, с которыми Россия справляется крайне эффективно,— это ведение информационной войны. Не только в Европе, но и, например, в Латинской Америке и в Азии".

Без эмоций и приукрашивания

Квинтэссенцией усилий по борьбе с российской пропагандой в представлении многих критиков Москвы должен стать единый европейский телеканал, который был бы альтернативой RT и уже существующим, но, по мнению многих, недостаточно эффективным западным (в том числе и русскоязычным) СМИ. В создании такого телеканала особенно заинтересованы Польша и страны Прибалтики. Ранее глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс рассказал "Ъ", что канал сосредоточится "на подаче фактов, без комментариев и контрпропаганды, эмоций и приукрашивания". В МИД Литвы "Ъ" пояснили, что долгосрочная задача — "воспитать самостоятельно мыслящую аудиторию, устойчивую к пропаганде".

"Ни конкретных представлений о едином русскоязычном телеканале, ни таких денег, на которые можно было бы создать влиятельное русскоязычное телевидение, пока нет. Вместо этого речь идет скорее об объединении усилий различных независимых русскоязычных СМИ",— говорит "Ъ" директор польского телеканала "Белсат" Агнешка Ромашевская. Тем не менее вопрос о финансовом будущем единого европейского русскоязычного телеканала пока не закрыт. По словам госпожи Ромашевской, для запуска телеканала необходима сумма от $30 млн. Как пояснили "Ъ" в RT, в такую же сумму обошелся запуск и первый год работы российского телеканала — правда, это было еще в конце 2005 года.

Собрать необходимую для запуска нового европейского телеканала сумму попытаются участники донорской конференции, которая пройдет в Варшаве 10 сентября. По словам главы МИД Польши Гжегожа Схетыны, телеканал, который может выйти в эфир уже в следующем году, "будет предоставлять надежную и правдивую информацию, а не говорить языком пропаганды и агрессии".

Галина Дудина

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...