Захват заложников в Москве

Неопознанный нелетающий субъект

За несколько часов до смерти этот террорист мечтал о полете над Кавказом. Кроме денег, он попросил четыре парашюта и собирался спрыгнуть с ними с самолета над горами, где его якобы ждали с деньгами люди, державшие в заложниках его детей. Поэтому водитель автобуса с заложниками научил преступника пользоваться парашютом. Этот водитель, а в прошлом десантник ВЛАДИМИР ПОПОВ, рассказал корреспонденту Ъ СЕРГЕЮ Ъ-ТОПОЛЮ о своем общении с террористом.

34-летний водитель захваченного террористом автобуса "Мерседес" Владимир Попов служил в псковской воздушно-десантной дивизии. Водителем автобуса в фирме "Спутник-автотур" работает около 6 лет.

Корейцы прилетели во вторник. В субботу я должен был отвезти их на Ленинградский вокзал, так как они собирались посетить Питер. Утром в пятницу корейцы сходили в Мавзолей. Потом я отвез их в Звездный городок. Оттуда поехали обедать в корейский ресторан.
       После обеда я с Мишей (Со Ген Су — студент 4-го курса МАИ, подрабатывающий в "Спутнике" экскурсоводом. — Ъ) поспорил. Я предложил вначале съездить в сувенирный магазин, а уже потом осмотреть Кремль. Экскурсовод же настоял на своем, и я высадил корейцев у библиотеки Ленина. Оттуда они направились в Кремль. Договорились, что буду их ждать на Васильевском спуске, сразу за Покровским собором. Стою, жду. Кругом фарцовщики — кто матрешки продает, кто шапки. Рынок.
       Вскоре мои вернулись и по одному зашли в автобус. Как этот парень вошел, я не видел. Услышал только — "сюда посмотри". Повернулся я на водительском сиденье в полоборота, а на меня парень в черной куртке и пестрой шапочке с прорезями для глаз пистолет направил. Ты чего, говорю, с ума сошел, убери пистолет! А он в ответ: "Скажи всем, чтобы сели на свои места, а то стрелять буду". Причем два раза это повторил. А туристы за спиной моей ничего не видят и галдят, усаживаясь потихоньку. "Буду стрелять, если не сядут", — в третий раз сообщил неизвестный. Стреляй, отвечаю, только автобус не повреди. Тут он спросил: "Куда стрелять?" И оглядывается. Говорю: стреляй куда хочешь, только автобус не повреди. Жалко, он мне как кормилец. А в голове только одно — может, пистолет газовый! Однако оказался боевым — пуля повредила обшивку потолка салона.
       Только тут до корейцев дошло, что случилось страшное. В это время подходившие к автобусу парень и девушка увидели человека с пистолетом и с поднятыми руками побежали к ближайшему милиционеру. Милиции много было на Васильевском спуске, однако выстрела никто не услышал — автобус герметичный. Корейцы стали сидеть тихо.
       Парень сел в салоне в третьем ряду. Потом он приказал мне ехать на мост. Ну я и поехал. Посреди моста встали. Через некоторое время милицейский полковник подошел. Я ему через окошко и сказал, что да как. Парень в шапочке говорил, а я как бы за переводчика. Парень потребовал передать: нужны 10 миллионов долларов и четыре парашюта. Полковник ушел докладывать, а я попытался поговорить с террористом. По его говору сразу понял, что он из Ставрополья. Во времена Горбачева — это когда указ антиалкогольный вышел — возил его земляков и их говор запомнил надолго. Говорил преступник мало, но я понял, что у него какие-то денежные проблемы. Будто у него двое детей и у его брата — трое и всех захватили в заложники. А если денег не будет, всех убьют. Брат, по его словам, в аэропорту каком-то ждет его с деньгами. Если не приедет вовремя, взорвет аэропорт.
       Я ему объяснил, как парашютом пользоваться. Он хотел над Кавказом прыгать. Поэтому я ему посоветовал заказать военно-транспортный самолет, но предупредил, что все равно поймают.
       Тем временем туристы захотели в туалет. Он разрешил. (Туалетную кабину мы со сменщиком купили на распродаже узлов и деталей самолетов Ту-154 и сами установили в автобусе.) А позже в туалет ходили уже не спрашиваясь. За все время он ни сигареты не выкурил, ни воды не попил, ни в туалет не сходил. А холодно было. Я завел движок, чтобы прогреть, но он запретил (в этот момент два спецназовца, лежавшие под автобусом, выкатились из-под него, решив, что автобус трогается. — Ъ).
       Затем один майор принес рацию. Я по ней говорил. Парень мне, а я — в рацию. Так и разговаривали. Корейцам два кофейника привезли, булочки. Я ему кофе предложил. Он отказался. А я два стаканчика выпил. Между тем туристы освободили две своих сумки для денег и отдали милиции. Тут первую сумку с деньгами принесли. Что он с ними делал, я не видел.
       В правое зеркало ничего не было видно из-за дождя, а с моей стороны движение всякое происходило. Тут высокий в белом плаще принес вторую сумку с деньгами. К тому времени в автобусе, кроме меня и экскурсовода, четверо туристов осталось. Женщин он сразу опустил. Они радовались, смеялись. Мужчины выходили хмурые (вице-консул посольства Республики Корея в Москве Ким Со Хи сказала, что мужчины хотели схватить злодея, но у них не получилось. — Ъ).
       Когда передали вторую сумку с деньгами, я почувствовал, что скоро начнется штурм. Кстати, вторая эта сумка в окно не пролезала. Пришлось ее силой проталкивать. В этот момент, не смейтесь, всю свою жизнь вспомнил. Тем более что террорист на ухо шепнул: "Все, конец, сейчас взорву". В это время он сидел справа вполоборота. А корейцев он заставил сесть за своей спиной. Вначале один сидел у окошка, а потом, когда он стал отпускать заложников, пересел на другое место. Преступник этого не заметил.
       А потом что-то рвануло, и я на несколько секунд оглох и ослеп. Успел только прижаться к рулю и низко опустить голову. Позже увидел, как экскурсовод через открытую дверь птичкой вылетел, а я же вывалился следом за ним. Вон дырку в лобовом стекле видишь? Это снайпер его уложил сразу. Снайпера тут на всех высотках сидели. Меня за оцеплением уже ждал напарник. Он мне и выпить дал. Автобус в парк отогнал я сам. Сейчас ремонтируем.

Замечания водителя-сменщика Вячеслава Холина
       Тренировочный автобус для спецслужб пригнал еще один наш водитель, который очень расстраивался, что разломают машину. Но Лужков сказал, что два выбитых стекла он сам оплатит. Два и разбили. Заднее разбили только с шестого удара кувалды, а переднее — пришлось выдавливать. Комитетчика одного, по всему видно, что из главных, я консультировал. Переднюю дверь автобуса "Мерседес" можно открыть из лючка, что над правым задним колесом. А у нашего не откроешь — замок заржавел. Штурм смотрел со стороны. За Володю переживал. А кто ремонт оплатит, неизвестно.