Не берегись автомобиля

Итоги 2019 года для водителей и сочувствующих

В 2019 году революционных изменений в жизни автомобилистов так и не произошло: власти тратили больше времени на дискуссии, обсуждения и обещания, чем на решение конкретных проблем. Новые законы и изменившиеся правила можно отнести, скорее, к категории «тонкой настройки» уже давно работающей системы.

Фото: Сергей Куликов, Коммерсантъ

Что изменилось: штрафы за парковку, наказание за пьяную езду, новые номера

  • 2019 год начался с ужесточений: с 9 января штраф за неоплаченную парковку в Москве повысили до 5 тыс. руб. Одновременно увеличились тарифы (до 380 руб. в час в отдельных районах), до 5 минут сократилось время бесплатного хранения авто. Благодаря новым правилам должны появиться свободные места, на улицах исчезнет паразитный трафик из машин, ищущих парковку, объясняли в мэрии. Весной “Ъ” провел собственное исследование, показавшее, что многие улицы, несмотря на подорожание, по-прежнему заставлены машинами, порой даже в два ряда.
  • С 28 июня начала действовать новая редакция УК, ужесточившая наказание за нетрезвое вождение. Если пьяный водитель спровоцировал аварию, в которой пострадал другой гражданин, суд вправе назначить наказание в виде лишения свободы до семи лет. Если в ДТП есть погибший, то можно получить до 12 лет, если погибли два человека — до 15 лет. Даже самые жесткие наказания не работают в отношении пьяных, поскольку они не осознают последствий, обращают внимание эксперты. Подробнее о новом законодательстве — в материале “Ъ”.
  • С 17 августа МВД разрешило гражданам использовать новые номера: на праворульные японские машины можно вешать квадратные знаки (обычные прямоугольные на задней площадке не помещаются), на мотоциклах — новые более компактные знаки. Пластины обновленного формата появились в ГОСТе еще в 2018 году, но вступление его в действие несколько раз откладывали. В июле Росстандарт утвердил приказ, разрешивший применять новые номера, но его формулировка вышла настолько запутанной, что МВД пришлось разъяснять ситуацию собственным пресс-релизом.
  • В конце ноября госкомпания «Автодор» открыла для движения последний участок платной трассы М11. Дорога от Москвы до Санкт-Петербурга строилась почти 10 лет с перерывами на скандал с Химкинским лесом и обошлась государству в 372 млрд руб. и частным инвесторам в 148 млрд руб. Стоимость проезда для владельцев легковых авто по всей магистрали от МКАД до КАД достигает 2 тыс. руб. В торжествах по завершению строительства участвовал президент Владимир Путин, хотя с формальной точки зрения трассу не доделали: в Тверской области не хватает целого куска дороги, вместо которой водители пользуются федеральной М10. Недостающий кусок не был изначально спроектирован, пояснили в «Автодоре», пообещав достроить его в ближайшие годы. Подробнее — в материале “Ъ”.

Что обсуждали: штрафы, судьба камер, подорожавшие медсправки, реконструкция улиц

  • Тема возвращения штрафа за небольшое превышение скорости обсуждается уже не первый год, но в прошедшем 2019 году впервые перешла в политическую плоскость. Руководство ГИБДД заявило о необходимости введения штрафа за превышение на 10–20 км\ч и кратного увеличения остальных санкций. Инициативу поддержали и в Минтрансе, и правительстве Москвы. Но в декабре против инициативы внезапно выступил премьер Дмитрий Медведев. Вслед за главой правительства против ужесточения выступил и глава МВД России Владимир Колокольцев (чем крайне удивил экспертов, ведь позиция ведомства за считаные дни сменилась на диаметрально противоположную). К решению вопроса попытался подключиться вице-премьер Максим Акимов, заявив о необходимости в перспективе ввести штраф за 10–20 км\ч, но в аппарате господина Медведева его быстро поправили: это точно не вопрос сегодняшнего дня.
  • Под конец года российских водителей охватила настоящая паника в связи с новым приказом Минздрава, согласно которому вводятся новые тесты на наркотики и алкоголизм при выдаче медсправок. О документе первым сообщил “Ъ” еще в октябре, но громадные очереди в медкомиссию выстроились за неделю до вступления приказа в силу. Основная проблема была в стоимости новых анализов: цена прохождения медкомиссии должна была вырасти на порядок (с 300–500 руб. до 3–5 тыс. руб. в зависимости от региона). За 12 часов до вступления в силу документа правила внезапно раскритиковал президент Владимир Путин, назвав нововведения чушью. Минздрав отреагировал моментально: информация о критике президента поступила в ведомство, очевидно, еще до того, как об этом узнали информационные агентства и цитаты главы государства стали достоянием общественности. Министерство успело отменить вступление в силу нового приказа, перенеся срок на 1 июля 2020 года. К этому моменту Минздрав пообещал решить вопрос с ценообразованием: новые анализы, скорее всего, все равно введут. Подробнее — в материале “Ъ”.
  • Осенью 2019 года внимание столичных водителей было приковано к очередному этапу программы реконструкции городских улиц. Еще летом автомобилистам стали встречаться на дорогах странные (и никак не обозначенные) выступы, «клыки» и конструкции из бордюрного камня. Некоторые водители успели даже повредить колеса и подвеску о внезапные препятствия. К критике присоединился столичный Центр организации дорожного движения, обвинивший подрядчиков мэрии в серьезных нарушениях при производстве работы. Впрочем, споры и возмущение граждан ни на что не повлияли: улицы продолжили реконструировать, причем работы продолжались вплоть до последних чисел декабря. В 2020 году масштабные работы продолжатся. Подробнее — в интервью с главой департамента капремонта Москвы Алексеем Елисеевым .

Иван Буранов

Вся лента