Коммерсантъ-История №1

Знаете ли вы, чем заканчивались все, даже самые продуманные и успешные, пенсионные реформы в Российской Империи? Жалобами пенсионеров на трудности жизни и крайнюю нищету. Причем речь шла отнюдь не об отставных солдатах или канцелярских служащих. Высшие чиновники и генералы, не имевшие иных источников доходов, кроме жалования, и в XVIII, и в XIX веке думали о грядущей отставке не как о благе, а как о надвигающейся беде.

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

А суть проблемы была предельно простой. У государства, постоянно испытывавшего тяжелые проблемы с пополнением казны, средств на пенсии никогда не хватало. В каждую эпоху из ситуации пытались найти какой-нибудь правильный выход. Петр I, например, считал, что его офицерам нужно служить до смерти. Ведь всегда можно найти службу, для которой хватит даже слабеющих сил.

Екатерина II по настоянию генералитета и высших чиновников ввела твердые ежегодные выплаты из казны для обеспечения пенсионеров. Но суммы оказались настолько невелики, что те, кому назначили пенсию, должны были годами дожидаться, когда умрет кто-то из тех, кто пенсию уже получает.

Вскоре после долгожданной и в целом правильно проведенной пенсионной реформы 1827 года вдруг оказалось, что средств на всех пенсионеров нет, как и прежде. И новый выход из положения нашелся сам собой. Если в условиях инфляции не повышать жалования, то не будут расти и исчисляемые из их размера пенсии. А в итоге дешевеющих денег хватит на всех. Пусть и на нищенское существование.

Естественно, во все времена будущие пенсионеры пытались найти способы обеспечения достойной старости — от писем-слезниц первому лицу государства до шантажа всего руководства страны.

Об этом и многом другом первый в новом году, но уже пятидесятый выпуск "Коммерсантъ-Истории"

Евгений Жирнов, руководитель историко-архивной службы ИД "Коммерсантъ"

Вся лента