Байден! — Тут и сел мужик

От новых санкций США все должны испугаться, только непонятно с какого черта

Американские власти дали давно прорабатываемый ответ на, как утверждают в Вашингтоне, «вредоносную активность» России, представляющую «чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике США». Президент Джо Байден объявил в стране режим ЧС из-за действий Москвы и ввел против нее ряд новых санкций. За «вмешательство в выборы» и «деятельность по дезинформации» под ограничения попали 32 физических и юридических лица, за «поддержку российских спецслужб» — шесть технологических компаний. Из США вышлют десять дипломатов. На принципиально новый уровень конфликт выводит указ главы Белого дома, позволяющий администрации в будущем вводить санкции против России по широчайшему списку оснований. В МИД РФ уверены, что США «пытаются разрушить двусторонние отношения».

В новый указ президента США Джо Байдена, позволяющий значительно расширить круг потенциальных фигурантов американских санкционных списков, уместилось большинство проблем в отношениях Москвы и Вашингтона

Фото: Patrick Semansky, AP

Всеобъемлющий указ

«Настоящим указом я ввожу режим чрезвычайной ситуации для того, чтобы справиться с этой угрозой» — такие слова содержатся в распоряжении президента США Джо Байдена, которым вводятся новые рамки санкционного давления на Россию. Несмотря на столь жесткие формулировки, ситуация не столь чрезвычайна: к четвергу в США действовали уже 33 подобных «режима», последний был введен в феврале после военного переворота в Мьянме и позволил вводить санкции против виновников тех событий.

Тем не менее указ подразумевает одно принципиальное нововведение: отныне по указанию министра финансов США (после согласования с другими членами администрации) может быть заморожено любое имущество физического лица или компании, «которые работают или работали в технологическом или оборонном и связанном с ним секторах экономики РФ или любом другом секторе экономики РФ».

За принадлежность к технологическому или оборонному сектору попасть под ограничения можно было и раньше (после начала введения «украинских» санкций), а вот слова о «любом другом секторе экономики РФ»— новинка в отношениях с Москвой.

Подобное ранее, например, использовалось 45-м президентом США Дональдом Трампом против Ирана.

Кроме того, блокировка имущества обещана каждому, замеченному в «попытках подорвать честные и прозрачные демократические выборы и деятельность демократических институтов в США и странах-союзниках», в «участии и потворствовании подрывным киберактивностям против США и союзников, а также партнеров США», в «потворствовании и использовании транснациональной коррупции для влияния на иностранные государства». Может быть заблокировано имущество каждого, кто был «лидером, официальным лицом, руководителем высокого уровня или членом совета директоров» в правительстве России или в управляемом им ведомстве или агентстве, а также любом юридическом лице, действующем в его интересах.

Кроме того, основанием для включения в запретные списки станут «трансграничные активности, направленные против диссидентов и журналистов», на «подрыв безопасности в странах и регионах, важных для национальной безопасности США», «нарушение установленных принципов международного права, в том числе принципа уважения территориальной целостности государств». Для попадания в список также достаточно будет «принимать участие в остановке или препятствовании поставок газовых или иных энергетических ресурсов в Европу, на Кавказ и в Азию».

В разговоре с “Ъ” программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев обратил внимание на то, что в один указ Джо Байдена и в один режим чрезвычайного положения включено большинство проблем российско-американских отношений. «Указ станет важной правовой рамкой для последующих решений по санкциям уже на уровне министерств и ведомств. Раньше подход был другим. Указы в основном были посвящены отдельным проблемам. А "всеобъемлющий" характер был у законов и законопроектов, но не указов»,— отметил эксперт.

От Крыма до Африки

Помимо собственно рамочного указа, американская сторона подготовила и конкретные санкционные шаги. Во-первых, из страны вышлют десять российских дипломатов. Во-вторых, согласно новым правилам, США запрещают своим компаниям напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные ЦБ, Фондом национального благосостояния или Минфином РФ.

Под санкции в четверг попали шесть российских технологических компаний, которые якобы «поддерживают российские спецслужбы»:

  • технополис ЭРА,
  • АО «Пасит»,
  • Федеральное государственное автономное научное учреждение «Научно-исследовательский институт специализированных вычислительных устройств и автоматики безопасности»,
  • ООО «Необит»,
  • АО «Передовые системные технологии»,
  • АО «Позитив Текнолоджиз».

За «вмешательство в выборы» и «деятельность по дезинформации» в санкционные списки внесены 32 физических и юридических лица, в том числе СМИ:

  • InfoRos, NewsFront и SouthFront,
  • исследовательский центр Strategic Culture Foundation, который подозревают в сотрудничестве с российской разведкой.
  • В «дезинформационных» ограничениях отдельно упоминается российский бизнесмен Евгений Пригожин и его «сеть информационного влияния» в Африке.

Одновременно с этим был обновлен санкционный список по Крыму, дополненный из-за «оккупации полуострова» и «серьезного нарушения прав человека»,— туда попали пять человек и три юридических лица, в том числе СИЗО-1 в Симферополе. Кроме того, в Вашингтоне объявили, что Россия была уличена в провоцировании убийств американских военных в Афганистане талибами: меры обещают принять по военным, дипломатическим и разведывательным каналам. Наконец, российскую Службу внешней разведки формально обвинили в кибератаке с помощью использования программного обеспечения компании SolarWinds.

Кто попал под санкции США

Смотреть

Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного члена правящей американской администрации, помимо явных шагов, американский ответ будет включать и меры скрытого характера. Советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан пояснил, что введенные санкции — пропорциональный ответ для защиты американских интересов от пагубных действий России. «Цель Байдена — дать мощный и четкий ответ, но не накалять обстановку»,— рассказал он телеканалу CNN.

Давить и сотрудничать

В Москве, очевидно, с Джейком Салливаном не согласились. Представитель МИД РФ Мария Захарова назвала российский ответ на санкции неотвратимым, обвинила США в попытках «разрушить двусторонние отношения» и анонсировала «тяжелый разговор» российских дипломатов с послом США Джоном Салливаном, вызванным в МИД. В Facebook своими соображениями поделился зампред Совета федерации Константин Косачев: он обратил внимание на слова Джейка Салливана о том, что «отношения США и России рискуют ухудшиться далее, если лидеры двух стран не смогут встретиться». Сенатор предположил, что Вашингтон хочет заставить Москву согласиться на встречу президентов РФ и США Владимира Путина и Джо Байдена путем давления, чтобы обеспечить США выигрышную позицию на переговорах, или в случае отказа обвинить в недоговороспособности и продолжить давление.

Напомним, что с предложением о встрече в некоей третьей стране на днях выступил господин Байден (см. “Ъ” от 14 апреля).

«Отвечать собственно на санкции надо, на мой взгляд, обязательно, и делать это следует оперативно. Определяться по встрече тоже предстоит, но для этого есть достаточно времени. Уже лет двести человечество пользуется сентенцией "месть — это блюдо, которое надо подавать холодным". Полагаю, она, эта сентенция, вполне применима и в случаях, когда речь идет не о мести, а о достойном ответе на агрессивные действия оппонента со стороны уважающей себя и суверенной нации, осознающей собственную ответственность за глобальные безопасность и сотрудничество»,— подытожил господин Косачев.

В разговоре с “Ъ” председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов отметил: «Соединенные Штаты исходят из того, что для любой страны ценность взаимодействия с ними превосходит все остальное, поэтому какие бы условия и ограничения ни накладывала на контрагента американская сторона, он продолжит взаимодействовать там, где США предложат это сделать». Господин Лукьянов заявил, что перед Россией стоит концептуальный вопрос — принимать ли далее такой формат «избирательного взаимодействия» или отказаться от него.

«Текущее состояние отношений свидетельствует о том, что такой путь в нашем случае является тупиковым. Но это не означает, что он будет окончательно отвергнут»,— подытожил Федор Лукьянов.

По мнению директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, «по некоторым вопросам — например, по предотвращению инцидентов и недопущению вооруженных столкновений, а также соблюдению ДСНВ-3 — сотрудничество будет, поскольку оно жизненно необходимо». «По другим (Иран, КНДР) оно может быть частичным. Что-то может быть в области климата или по Арктике,— отметил собеседник “Ъ”.— Все, однако, будет фрагментарно и на фоне общей враждебности. В любом случае широкого сотрудничества не будет».

Логику властей США в беседе с “Ъ” объяснил старший научный сотрудник американской исследовательской корпорации RAND Сэмюэль Чарап: «Администрация считает, что Россия перешла "красные линии" и нанесла серьезный ущерб интересам США. По-видимому, в Вашингтоне пришли к единому мнению, что единственный способ изменить поведение России — заставить ее заплатить по счетам. Поскольку предыдущие санкции не привели к такому результату, то было решено, что нужны еще более жесткие меры».

По словам собеседника “Ъ”, власти США уверены: несмотря на эти меры, Россия по-прежнему будет готова сотрудничать с ними в тех сферах, где интересы двух стран совпадают.

Политолог напоминает, что примерно из такой же логики Вашингтон исходил при президенте Бараке Обаме в 2014 году, когда США только начинали вводить в отношении РФ санкции из-за событий вокруг Украины. Тогда в Белом доме тоже были убеждены, что можно одновременно давить и сотрудничать. Отчасти этот расчет оправдался: так, несмотря на введение Вашингтоном нескольких раундов санкций, Россия сыграла активную и весьма позитивную роль в заключении сделки по иранской ядерной программе, ставшей едва ли не главным внешнеполитическим наследием Барака Обамы. «Не исключено, что Россия на сей раз откажется от сотрудничества по подобным вопросам. В любом случае санкции, на мой взгляд, вряд ли достигнут заявленных целей. Принудительные меры, такие как санкции в отрыве от переговоров, являются карательными. И я ожидаю, что Россия ответит тем же»,— заявил “Ъ” Сэмюэль Чарап.

Иван Тимофеев также согласился, что американские санкции не смогут изменить поведение Москвы. «В сухом остатке можно говорить о новом этапе ухудшения отношений России и США. Возможности их локального перезапуска в связи со сменой администрации исчерпаны. Среди прочего это приведет к тому, что сближение России и Китая ускорится, российская позиция по Сирии, иранской сделке и иным вопросам станет более жесткой — Вашингтону будет сложно рассчитывать даже на минимальную поддержку — и Москва лишь озлобится, еще жестче зафиксировав текущий курс».

Алексей Наумов, Елена Черненко

Вся лента