Дорожные штрафы отправляют на сервис

Электронное обжалование постановлений ГИБДД может заработать в ближайшие месяцы

Уже весной этого года водители смогут обжаловать штрафы ГИБДД через портал госуслуг. На это рассчитывают авторы законопроекта, предусматривающего запуск нового сервиса. Поправки к КоАП об электронном обжаловании штрафов в среду поддержал комитет Госдумы по госстроительству, в феврале их будет принимать парламент. Однако критики документа уверены, что технически сервис к старту не готов, поэтому срок вступления документа в силу перенесут на 2021 год. В Минкомсвязи опасения опровергают: новый сервис уже тестируется во взаимодействии ГИБДД и портала госуслуг.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Законопроект, обсуждавшийся в среду в рамках заседания комитета по госстроительству, был внесен в Госдуму депутатом Рафаэлем Марданшиным («Единая Россия») в октябре 2019 года, а сейчас у документа уже 26 соавторов. Поправки позволят запустить на портале госуслуг сервис по электронному обжалованию штрафов за нарушения, зафиксированные автоматическими камерами. Жалобу можно направить в ГИБДД или суд, ответ заявителю придет также через портал в течение трех дней. Члены профильного комитета в среду рекомендовали принять поправки в первом чтении, рассмотрение их парламентом запланировано на февраль. Законопроект ранее поддержали в правительствах РФ и Москвы.

Онлайн-обжалование штрафов уже работает в столице. Автовладелец может, например, пожаловаться на штраф за неоплаченную парковку, отправив с помощью онлайн-сервисов столичного правительства фотографию заявления, написанного от руки. Копия решения направляется заявителю традиционной почтой. Около 80% от всех жалоб на постановления «Администратора московского парковочного пространства» обжалуется именно в электронном виде. Однако для опротестования штрафа ГИБДД необходимо приехать в подразделение лично, хотя в регионах, случается, принимают сканы заявлений (это скорее исключение, чем правило). Ежегодно автовладельцы обжалуют несколько сотен тысяч штрафов ГИБДД. Цифра эта, вероятно, будет расти из-за прироста камер: к 2024 году их будет на дорогах уже около 20 тыс.

Ваш браузер не поддерживает видео

Сервис планировалось ввести еще 1 августа 2019 года: срок был закреплен паспортом нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Запуск неоднократно переносили, в том числе из-за задержек при подготовке правительственного отзыва, о чем “Ъ” рассказывал в ноябре 2019 года. Ориентировочно уже в апреле—мае водители смогут обжаловать штрафы в ГИБДД и в судах первой инстанции, рассказал “Ъ” Рафаэль Марданшин, к концу года — ранее вынесенные решения в высших судах и региональные штрафы, например постановления за парковку на газоне Московской административной дорожной инспекции.

Кто и как зарабатывает на дорожных камерах

Смотреть

Однако первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что срок вступления в силу поправок придется сдвигать на 2021 год. «У правительства еще ничего не готово для запуска услуги, неизвестно, когда будет реализована программно-техническая часть сервиса»,— уверен он. Господин Марданшин говорит, что консультировался на эту тему с Минкомсвязью, там заверили, что сложностей возникнуть не должно. В Минкомсвязи подтвердили “Ъ” техническую готовность сервиса к запуску. «С января проходит тестирование взаимодействия информационных систем ГИБДД и портала госуслуг, необходимого для работы сервиса»,— рассказали “Ъ” в пресс-службе ведомства.

Законопроект не предполагает полноценного электронного обжалования штрафов, а лишь упрощает процесс подачи жалоб, считает адвокат движения «Свобода выбора» юрист Сергей Радько. В документе, по его словам, не описаны порядок участия водителя в рассмотрении жалоб, механизм предъявления доказательств и заявления ходатайств. «Законопроект сможет помочь лишь в редких случаях при обжаловании явно незаконных постановлений,— поясняет он.— Во всех иных ситуациях, когда требуется детальное изучение обстоятельств дела, подача электронной жалобы лишь несколько ускорит ее принятие. Это не гарантирует повышения объективности рассмотрения заявления».

Процедура электронного обжалования штрафов заложена также и в процессуальном КоАП, проект которого Минюст обнародовал в конце прошлой недели. Господин Радько называет его «более прогрессивным», поскольку там предусмотрена возможность подачи в электронном виде не только самих жалоб, но и «иных документов». Например, можно будет приложить к заявлению договор купли-продажи, подтверждающий, что машина продана и штрафы с камер нужно адресовать новому владельцу. «Для этого надо кардинально менять и саму систему назначения штрафов,— отмечает Сергей Радько.— При введении подачи жалоб в электронном виде нагрузка на чиновников многократно возрастет».

В пресс-службе Минюста, отвечая на запрос “Ъ”, обратили внимание, что новый КоАП предусматривает обжалование в электронном виде штрафов за все административные правонарушения, а законопроект — лишь постановлений, вынесенных с помощью камер. Процессуальный кодекс по плану Минюста должен вступить в силу вместе с новым КоАП (проект проходит общественное обсуждение) 1 января 2021 года, но в Госдуму еще не вносился. Кодекс уже вызвал массу негативных отзывов со стороны общественности и депутатов из-за планов по ужесточению штрафов, например санкция за превышение скорости на 20–40 км/ч повышается с 500 руб. до 3 тыс. руб.

Иван Буранов

Вся лента