Что заставит их помириться?

Рамзан Кадыров, глава Чечни:

— Воля народа и референдум. Нужно немедленно остановить насилие боевиков "Правого сектора" и спецподразделений Киева над мирными жителями и в спокойной обстановке провести референдум по волнующим граждан вопросам. Без учета воли народа подобные проблемы никогда не разрешить. Это показал опыт Чечни.

Игорь Морозов, член комитета Совета федерации по международным делам:

— Примирение сторон, к сожалению, уже невозможно. Точка невозврата пройдена. Против мирных жителей применили оружие и боевую технику. Прекратить эту бойню теперь может только Совбез ООН. Ответственность за это несут Турчинов и Яценюк, которые своими действиями приближают себя к скамье подсудимых международного трибунала. Ответственность лежит и на США. Без них, уверен, власти в Киеве не решились бы на подобное. Думаю, США хотят втянуть Россию в вооруженный конфликт и выставить ее агрессором, но ничего у них не выйдет.

Александр Бабаков, депутат Госдумы, спецпредставитель президента России по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом, в 2000-х годах владелец ряда украинских энергопредприятий и гостиниц:

— Только здравый смысл и время. Убийство своих сограждан вряд ли кто простит. То, что сейчас происходит на Украине,— это результат бессилия киевских властей. А кандидаты в президенты к этому вряд ли причастны. Ответственность за происходящее лежит только на киевской власти. Как-то на них повлиять Россия сможет только вместе с мировым сообществом. Надеюсь, что до ввода российских войск дело не дойдет.

Константин Затулин, директор Института стран СНГ:

— Палачей и жертв сложно помирить, и выборы здесь тоже не помогут. Лишь осознание случившегося и политическое раскаяние могут стабилизировать ситуацию. В отличие от Крыма и Восточной Украины, в Одессе имеют место злодеяния, которые адекватно киевскими властями не осуждаются. За всем этим стоит стремление запада и Киева скинуть Россию в конфликт, выставить ее агрессором. Поэтому нам надо использовать все средства, за исключением прямого вмешательства. Западные СМИ в открытую говорят, что на Украине действуют наемники и так называемые кадровые военные. Наверное, и нам надо использовать эти кадры и добровольцев. Уже неважно, заподозрят нас в чем-то или нет, главное прекратить провокации и дальнейшую эскалацию.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

— Маловероятно, что они смогут о чем-то договориться. И выборы вряд ли состоятся. Во всяком случае на всей Украине. Выборы никому не нужны — ни пророссийским радикалам, ни радикалам запада, ни России, и, конечно, они не нужны Тимошенко и остальным кандидатам, кроме Порошенко. Это как у Ильфа и Петрова: когда пожара ждут все, пожар обязательно происходит. А сорвать выборы просто. Все, что остается сейчас России.— не влезать в украинские дела дальше, чем мы уже в них влезли. Это сложная задача, но таков результат нашей изначально непродуманной стратегии — давить даже не на Киев, а на западные страны. Теперь отступать трудно, в этом случае мы теряем и позиции, и лицо. Так что мы просто в тактическом тупике.

Дмитрий Быков, писатель, поэт:

— Объединение против общего врага, правда, такого врага сейчас представить сложно. Второй путь — воскрешение общей культурной памяти. Если бы люди вспомнили, какую культуру Одесса породила, то, может быть, настало бы отрезвление. Но на это надеяться трудно, Одесса долгое время раскультуривалась и оглуплялась, и эти культурные ростки если не вытаптывались, то заглушались. И самый трагический вариант — если произойдут массовые зверства. Тогда люди одумаются, как это было после Ходынки и кишиневского погрома. Но лучше любое разделение, чем объединение на такой почве.

Вся лента