"Мы будем действовать вне зависимости от геополитических игр России и Запада"

Блицинтервью

О том, почему предприниматель, а ныне "народный губернатор" Донбасса ПАВЕЛ ГУБАРЕВ решил возглавить бунт против центральной власти, а также о роли Москвы в этом противостоянии он рассказал корреспонденту "Ъ" ПАВЛУ ТАРАСЕНКО.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

— Почему вы решили возглавить народный бунт против нового руководства Украины?

— Я увидел, что мощный протест пытаются оседлать люди из власти. Они активно покупали лидеров народного ополчения, которое самоорганизовалось в соцсетях. Активистам платили за то, чтобы они отводили народный гнев от местной власти, которая их предала и присягнула Киеву, и переводили протест в русло "покричать и разойтись". Видя это, я начал переговоры с лидерами народного ополчения — их было человек 20. У некоторых нашел поддержку. С ними мы и объединились в народное ополчение Донбасса. После этого в адрес городского совета был выдвинут ультиматум, но его проигнорировали. Потом был митинг, и обладминистрация перешла под наш контроль.

— Вы чувствуете поддержку со стороны Москвы?

— Поддержка есть только со стороны простых людей, которые пишут, что переживают за нас, за то, что происходит на Украине. Какой-либо иной поддержки нет.

— Была информация, что на митинги автобусами из соседних российских регионов свозились люди.

— Такого не было. Вчера мы устроили флешмоб: в сессионном зале (областной администрации.— "Ъ") все одновременно достали свои паспорта, у всех они были украинскими.

— А чего вы ожидаете от российской власти?

— Мы сами во всем должны разбираться. Сегодня на этой территории российская власть не имеет влияния. Но если возникнет угроза того, что кровь прольется... В таком случае оптимальным выходом из ситуации стало бы введение российского миротворческого контингента. Опасность (радикализации конфликта.— "Ъ") становится все больше.

— В случае эскалации конфликта Запад возьмет на себя более активную роль?

— Не знаю. Это не оказывает на мое сознание большого влияния. То же и касается России. Мы будем действовать вне зависимости от геополитических игр крупных игроков.

— Вы собираетесь встречаться с Сергеем Тарутой, которого Киев назначил губернатором Донецкой области?

— Никаких предложений о переговорах мне не поступало. Но если даже они и будут и я на переговоры соглашусь, от меня они услышат лишь ультиматум: сложить полномочия и передать власть в руки народа.

— Вы говорите о проведении референдума, который бы определил новый статус Донбасса. Его проведение реально?

— Абсолютно. В подобных ситуациях такой же путь проходила не одна территория — Южная Осетия, Абхазия, Косово. Это имеет совершенно легитимную международную практику.

— Какой итог референдума вы бы сочли лучшим?

— Я одобрю любой вариант. Потому что вопросы такого значения может решать только сам народ.

— Киев вряд ли разрешит проводить референдум.

— Мы не подчиняемся киевской власти, поэтому для проведения референдума будет организован самостоятельный центризбирком Донецкой области.

Вся лента