Крайняя неохота, с которой России в последнее время предоставлялись зарубежные кредиты, дает правительству шанс научиться обходиться без иностранных инъекций за счет изыскания финансовых ресурсов в своем отечестве. В качестве первого шага можно попытаться пополнить федеральный бюджет из "тайников" российских банков-лжебанкротов, задолжавших государству значительные суммы. Их названия в принципе известны. Но, если есть сомнения, я готов предоставить правительству список конкретных финансовых учреждений, из которых было выведено и спрятано за рубежом более 650 млн. долларов. Список включает в себя около тридцати мнимых банкротов или искусственно и вполне сознательно обанкроченных банков. В их числе - Уникомбанк, Мосбизнесбанк, Московский национальный банк, Токобанк, "Империал", Инкомбанк.
Все эти (и некоторые другие) банки задолжали Российской Федерации почти столько же, сколько мы не получили от МВФ в виде очередного транша. И, коль скоро нам не хотят давать денег взаймы, почему бы правительству не призвать к ответу лжебанкротов или оставшихся при своих интересах руководителей обанкротившихся банков и заставить их отдать долги. Если бы правительство хотя бы попыталось вернуть эти суммы сначала из-за границы в бюджет, а затем направило бы их на погашение внешней задолженности, то ему уже можно было бы поставить памятник. Я отдаю себе отчет в том, что сделать это трудно. Но, как мне представляется, многие международные финансовые институты заинтересованы помочь российскому правительству выкорчевать из оффшорных зон спрятанные там деньги, которые, если называть вещи своими именами, были украдены из российского бюджета. А ведь по сути это деньги МВФ, попавшие в банки-лжебанкроты в виде стабилизационных кредитов и другими путями. Так давайте их искать вместе!
Сведения о причастности упомянутых банков к уводу не принадлежащих им денег за рубеж содержатся в так называемом "Докладе НДР об утечке капитала", подготовленном в результате кропотливой работы группы аналитиков, в которую входили независимые (не связанные с НДР) эксперты весьма высокой квалификации. Признаюсь, что получить многие данные не представило особого труда. Массу сведений о выводе денег из банков-лжебанкротов, полубанкротов и банкротов за границу можно найти на страницах свободной российской прессы - нужно только тщательно проанализировать газетные публикации 1993 - 1999 г.г. Разумеется, при подготовке доклада были использованы и другие источники - очень серьезные и вполне надежные.
По нашим данным, в общей сложности искусственно обанкроченные банки, включая мелкие и средние, сумели перевести за рубеж, несколько миллиардов долларов, включая деньги кредиторов и вкладчиков. Самое смешное, что отыскать махинаторов проще простого. Многие бывшие руководители мнимо или на самом деле обанкротившихся банков сейчас припеваючи живут за границей - имеют особняки, яхты и отнюдь не опасаются оказаться в долговой яме. Но почему-то никто не спрашивает их, на какие деньги они жируют, если у них ничего, кроме долгов, не должно остаться. Итак, концы нитей, ведущих к тайникам с деньгами, похищенными у государства, у вкладчиков и кредиторов, лежат на поверхности. Стоит только потянуть - и весь клубок можно будет размотать.
Разоблачительные материалы, достаточные для начала следствия, имеются - известны механизмы увода денег за рубеж, названия иностранных транзитных банков, номера счетов; есть заслуживающие внимания свидетельские показания. Но эти материалы не для прессы. Лишь правоохранительные органы, обладающие необходимыми полномочиями, могут проверить, изложенные в докладе факты. Следовательно, дело за ними.
Разумеется, и подготовившая упомянутый доклад комиссия, и созданный в конце прошлого года Национальный инвестиционный совет (НИС), одной из задач которого является разработка мер по прекращению утечки капитала за рубеж и его возвращению в российскую экономику, способны оказать помощь следствию.
Однако хотел бы подчеркнуть, что ни НИС, ни авторы доклада не намерены хотя бы отчасти подменить собой правоохранительные органы. Поясню также, что мы не занимаемся ушедшими за рубеж криминальными деньгами (к которым наряду с доходами от проституции, подпольной торговли оружием и наркотиками, относятся и крупные суммы, выведенные из лжебанкротов), а лишь готовы содействовать выявлению каналов утечки неправедных денег.
Механизм перекачки капиталов за рубеж
Одним из каналов увода активов из мнимых банкротов за рубеж, как показало изучение вопроса, были дилинговые операции на рынке иностранных валют, которые известны под названием форекс (от foreign exchange) и сами по себе абсолютно законны. По сути это игра на курсах валют. Участвуя в такой игре, дилер, представляющий интересы клиента или выполняющий его прямые инструкции, покупает на рынке ту валюту, курс которой, по расчетам, должен подняться. Если выбор оказывается верным, то образуется прибыль. В случае ошибки игроки остаются либо при своих интересах, либо терпят убытки.
Понятно, что постоянно угадывать невозможно. Однако не бывает правил без исключений. Некоторые клиенты ныне обанкротившихся российских банков обладали исключительным "даром предвидения". На протяжении длительного времени они неизменно угадывали валюту, курс которой вырастал. Секрет столь удивительной прозорливости состоял в том, что операции осуществлялись задним числом. Главные дилеры участвовавших в этих играх банков, оперируя большими суммами в валюте, покупали в равных пропорциях марки, йены фунты и пр. Однако какая бы из этих валют ни тяжелела, прибыль неизменно начислялась "своим" клиентам, которые затем делились с руководством банка. А убыток шел на банковскую позицию. Фокус состоял в том, что клиентские инструкции с просьбой о приобретении именно той валюты, курс которой повысился, появлялись уже post factum. Убытки от приобретения других валют (на деньги непосвященных клиентов и вкладчиков), оставались висеть на банковской позиции до лучших времен - в ожидании момента, когда из проигрышных вариантов можно будет выйти с прибылью. В результате эти деньги фактически не работали, не приносили прибыли. При этом катастрофически таяли вклады не вовлеченных в махинации клиентов и акционеров.
Банк чаще всего оказывался в минусе в результате операций на форексе, тогда как его привилегированные клиенты всегда были в плюсе, получая в отличие от простых вкладчиков и клиентов по 200% годовых и выше. Разумеется, такая игра не может длиться до бесконечности. И целая плеяда некогда именитых банков закономерно пришла к банкротству.
Деньги, которые "свои" клиенты размещали в управление в этих банках, предоставлялись им самими банками-депозитриями, но под нормальный процент и через другую "подставную" компанию или банк. Как правило, такие деньги заводились с Запада. Миллионная прибыль от операций на форексе сначала уходила на транзитные счета иностранных компаний, заключивших с российскими банками договор, а оттуда рассылались заинтересованным лицам.
В 1995-96 годах была запущена весьма масштабная схема по отмыванию денег и уводу их за рубеж с помощью так называемых договоров об управлении средствами. Это время совпадает с появлением в России в качестве выразителя интересов некоторых банков некоего Игоря Федорова - мошенника международного масштаба. Этот бывший гражданин СССР, служивший офицером на подводной лодке стратегического назначения, переквалифицировался в "финансиста" в 1988 году, когда по ходатайству Госдепартамента (?!) США получил официальное разрешение на выезд из страны и поселился в Штатах - правда, на правах лица без гражданства.
Вновь объявившись на родине в середине 1990-х гг. уже в новом качестве, И.Федоров постоянно похвалялся тем, что представляет интересы высоких покровителей, что крутит деньги очень больших людей, которых нельзя обижать, да и с мафией делится. В беседах с российскими банкирами И.Федоров любил подчеркнуть и свои особые отношения с "людьми Скуратова".
Широкую известность в России И.Федоров получил в связи с так называемым "делом НРБ" (или "делом Федорова" - в зависимости от угла зрения). Суть этого весьма поучительного дела стоит напомнить. Под видом услуг по обмену на рынке принадлежащих Национальному резервному банку (НРБ) облигаций внешнего валютного займа (ОВВЗ) 6-й и 7-й серий на бумаги 5-й серии И.Федоров украл у банка более 7 млн. долларов, которые были получены им для обменных операций, и утаил их на своих зарубежных счетах. Затем мошенник обвинил потерпевшего, попытавшегося вернуть свои деньги законными способами, в преступном посягательстве на его семью и имущество. Благодаря вмешательству Генпрокуратуры РФ и лично Ю.Скуратова, которые с поразительной оперативностью откликнулась на письмо-донос бывшего гражданина СССР и предупредительно поставили его в известность о начатой проверке поступившего сигнала, дело получило неожиданной поворот. Вместо того, чтобы защищать интересы российского банка, пострадавшего от мошенника, и постараться репатриировать крупную сумму в Россию, Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении НРБ по факту... нарушения налогового законодательства. Сфабрикованное дело к 1998 году рассыпалось в прах . Вв декабре 1997 года Арбитражный суд Москвы, а затем кассационная инстанция Федерального арбитражного суда в июле 1998 года признали претензии к НРБ по неуплате налогов безосновательными. Однако возбужденное Генпрокуратурой дело, несмотря на свою беспочвенность, было закрыто только 1 февраля 2000 года, спустя почти год после отстранения от исполнения обязанностей Генпрокурора главного защитника интересов И.Федорова - Ю.Скуратова. Ну, да бог с ним.
В данном случае нас интересует то, что Игорь Федоров был рекомендован Национальному резервному банку в качестве опытного посредника руководством одного солидного, как тогда казалось, московского банка. Позже выяснилось, что этот опытный "посредник" оказывал рекомендовавшему его финансовому учреждению услуги как раз по уводу капитала за рубеж. В этом была главная роль И.Федорова.
К сожалению, руководство НРБ с большим опозданием поняло, что, проявив доверчивость и понадеявшись на рекомендации коллег, напоролось на хитроумную систему увода капитала за рубеж, одной из жертв которой и стал наш банк.
Среди инструментов этой системы видную роль играли связанные с И.Федоровым компании Edge Investment Group, INC. и Jakobson & Associates, INC, через которые с помощью операций на форексе из России выкачивались миллионные суммы (кстати, со счета федоровской Edge на Каймановых островах и исчезли принадлежащие НРБ деньги, которые были предоставлены ему для проведения операций по обмену ОВВЗ).
В России Edge Investment Group, INC. и Jakobson & Associates, INC оперировали не только своими депозитами, но и получили от партнеров "кредитное плечо" более 100 млн. долларов.
Деньги, уплывавшие через Edge Investment Group и Jakobson & Associates, INC., укрывались к тому же от налогообложения. Делалось это следующим образом. Обе компании существовали в двух лицах - на Каймановых островах и в США и соответственно находились под разными юрисдикциями. Хитрость состояла в том, что между США и РФ существует договор об избежании двойного налогообложения, а между Россией и Кайманами такого договора нет. Кайманы - оффшорная зона. По российским законам американская компания могла не платить налоги, когда перечисляла деньги на свой счет за рубежом, поскольку предполагается, что с этим счетом будут разбираться налоговые органы США. Однако в данном случае деньги в виде прибыли от операций на форексе перечислялись не на зарубежный счет компании - резидента США, а на компанию с таким же названием, но с другой юрисдикцией.
Любая мало-мальски серьезная проверка ЦБ или другого контролирующего органа легко бы вскрыла столь очевидную аферу. Но почему-то этого не произошло. И деньги в открытую посылались не J&A или Edge - резидентам США, где они были бы обложены налогом, а одноименным компаниям на Кайманах, которые избегали налогообложения и в США, и в России. Таким образом в бюджет не были заплачены налоги с огромных сумм.
В работе по выводу денег за рубеж с помощью компании Jakobson & Associates активно участвовали не менее пяти известных банков. По самым скромным подсчетам, за неделю только из одного банка, участвовавшего в таких махинациях, за границу уходило от 50 до 150 тысяч долларов на каждую компанию, входящую в дело. Прикиньте, сколько же было выкачано из России с 1992 по 1999 годы и умножьте эти миллионы на 30 - минимальное число российских банков, которые занимались подобными же "операциями". Получатся миллиарды.
Модель возврата некриминальных денег
В общем объеме, перекочевавших за рубеж капиталов, разворованные активы составляют не более 6-7%. Наряду с доходами от наркобизнеса, от незаконной торговли оружием они входят в категорию криминальных денег, выведенных из России за границу. В совокупности доля криминальных денег в утечке капитала достигает 10%. Возвращать эти неправедные деньги, безусловно, должны правоохранительные органы. НИС же заботит вопрос, как вернуть в экономику РФ остальные 90% - это легально заработанные в России нашими соотечественниками деньги, легально (или полулегально) вывезенные ими за рубеж.
И у нас уже есть план, как вновь привлечь этот капитал в Россию. Его подсказала сама жизнь. Сейчас, после известных скандалов в прессе, весь российский капитал, находящийся на Западе, считается криминальным. По этой причине деньгам российского происхождения очень и очень неуютно на чужбине. По сведениям НИС, многие российские предприниматели возвратили бы свои честные капиталы на родину, будь у них гарантии от произвола власти и посягательств криминальных структур. Предоставление таких гарантий наряду с другими мерами способствовало бы возвращению в Россию нескольких сотен миллионов долларов в течение уже первого полугода.
Разговоры о необходимости вернуть блудные капиталы на родину ведутся давно и бесплодно. Предложения о том, как это сделать, самые разные - от жестких силовых методов - до поголовной амнистии. А воз и ныне там.
В чем же причина неспособности государства репатриировать некриминальные деньги? Пожалуй в том, что не было сколько-нибудь основательных попыток обеспечить условия для естественного притока ушедших за рубеж капиталов и не учитывались факторы, препятствующие этому. К таким факторам относятся слишком высокие ставки налогов, недоверие владельцев перекочевавших за рубеж капиталов к государству (люди не чувствуют себя в безопасности) и отсутствие конкретных инвестиционных предложений с внятными гарантиями от экспроприации.
Поэтому, чтобы привлечь пребывающие ныне за кордоном российские капиталы, надо создать ряд правовых и экономических условий:
- Снизить ставку налогообложения добровольно репатриируемых чистых капиталов до 5-10% с суммы свыше 500 тыс. или 1 млн. долларов;
- Официально приветствовать возвращение этих денег соответствующим постановлением или указом, в котором будет очерчен круг их приложения ( перспективные инвестиционные проекты);
- Поставить между владельцами этих капиталов и государством коммерческий инвестиционный банк (не в чемоданах же люди повезут сюда наличные).
Разумеется, таких банков может быть неограниченное число. Они должны назначаться либо указом президента, либо постановлением правительства, либо трехсторонней инструкцией Госналогслужбы, ЦБ и Минфина. Это должны быть финансовые учреждения с хорошей деловой репутацией, способные проверять источники происхождения поступающих из-за рубежа капиталов и, следовательно, нести ответственность, если они окажутся нечистыми. Естественно, государство вольно определять, какой банк его устраивает, а какой нет. Но оно обязано не забывать, что следует выбирать банки и с учетом того, доверят ли им свои деньги клиенты, способны ли эти банки с выгодой для клиентов распорядиться их капиталом, то есть не потерять препорученные им суммы и выплатить доходы. При этом государство, в свою очередь, должно быть уверено, что определенное количество денег будет направлено банком в интересующие государство профильные проекты, например, в самолето-, судо- или автомобилестроение.
Удовлетворяющий всем этим требованиям банк должен предложить клиенту инвестиционный портфель, приносящий доход немного выше, чем на Западе. Банк также обязан защитить своего клиента от возможного произвола отдельных нечистых на руку налоговых чиновников, вознамерившихся шантажировать вкладчиков угрозой предвзятой проверки источников их доходов. Предупредить подобные действия должно помочь государство - в частности, путем предоставления именно банку, а не налоговой инспекции права аккумулировать информации о клиенте.
Здесь для успеха дела необходимо сочетание взаимного доверия и встречных шагов клиента, банка и государства. Государство должно знать, что в таком-то банке, который устраивает это государство, находится такое-то количество денег, которые, как государство предполагает (только предполагает и соглашается с этим), принадлежат людям, в свое время переместившим эти деньги за границу. Банк является той стороной, которая гарантирует властям, что примет только чистые деньги и что они никуда из страны не денутся.
Государство, в свою очередь, должно законодательно обеспечить регрессивную шкалу налогообложения, предложить всем владельцам чистых денег, выведенных за границу, воспользоваться системой возврата капиталов в течение года и гарантировать соответствующим указом президента их легализацию, если вернувшиеся деньги проработают по этой модели в российской экономике, скажем, два года. По истечении этого срока банк отчитается о проходивших через него денеги из-за рубежа, после чего их владельцы будут названы открыто. Они заплатят налоги с дохода, а с основной части в сумме, скажем, 1 млн. долларов возвращенных денег - текущую ставку подоходного налога, то есть 30%. К суммам же, превышающим 1 млн. долларов, как уже говорилось выше, целесообразно было бы применить низкую или убывающую ставку налогообложения либо до поры до времени не облагать их налогом вовсе. Впоследствии планку можно будет поднять до 2, до 3 млн. долларов. А на сегодняшний день, насколько я знаю, никто в России не продекларировал и 1 млн. долларов. В том-то и проблема.
Теперь о гарантиях. Полная гарантия может исходить только от Господа Бога. Не исключено, что найдутся коррумпированные сотрудники правоохранительных органов, которые и через два года начнут доказывать, что какие-то из возвратившихся в Россию денег грязные. Такая вероятность должна быть сведена к минимуму взаимными усилиями государства и уполномоченных им банков. Я, например, могу на 95% гарантировать, что проверю происхождение этих денег, что к ним не примешаются доходы ни от торговли наркотиками, ни от торговли оружием, ни прочие криминальные барыши. Допускаю, что какой-то банк может оказаться менее щепетильным. Поэтому пусть уж государство само решает, кому доверить посредническую функцию.
На мой взгляд, проще и вернее всего взять 5-10 основных крупных банков, которые дорожат своей репутацией, и наделить их надлежащими полномочиями. Они откроют у себя счета, на которые российские бизнесмены, выразившие желание вернуть капиталы в Россию, будут зачислять деньги. Уверен, солидные коммерческие банки не станут подрывать свою репутацию из-за 30 миллионов привлеченных денег, которые дают им всего-навсего комиссию как посредникам, но прибавляют головной боли из-за возможных рисков. Поэтому не сомневаюсь, что крупные финансовые учреждения, дорожащие своим именем, не станут связываться с сомнительными деньгами, а все клиенты и источники их доходов будут тщательно проверены.
Кроме того, можно договориться, чтобы в этих банках были созданы подразделения с участием межведомственного Центра по борьбе с легализацией незаконных доходов. Я не стану возражать против такого решения. Полагаю, мои коллеги из других банков - тоже. Пусть Центр делегирует своих представителей, чтобы они вместе с банковскими служащими занялись проверкой клиентов. Такой механизм может сработать. Через три месяца я смогу ответить на запрос, сколько в моем банке находится денег по этой модели.
Однако я не разрешу пускать в банк никого из силовых и фискальных ведомств. Фамилии клиентов не будут преданы огласке и не станут известны налоговым органам. Это будут счета юридических лиц. И только уполномоченный банк будет знать, кто конкретно стоит за тем или иным юрлицом, - в противном случае деньги приниматься не будут. Поскольку у НРБ есть банк в Цюрихе, мы предложим открывать счета юрлиц и здесь, и там. Однако, подчеркну еще раз, стоящие за юрлицами персоны должны быть закрыты от государства.
К чему такая маскировка? Видите ли, никто на той стороне не рискнет поначалу обнаруживать свое имя. А если государство будет требовать открыть фамилии этих людей, то они не поверят в искренность намерений властей - и деньги так и останутся на зарубежных счетах.
Государство должно сосредоточиться на борьбе с бандитами, казнокрадами, ворами и прочими владельцами криминальных денег. Одновременно должны быть приняты меры, чтобы лица, укравшие деньги или нажившие капиталы на наркотиках, на незаконной торговле оружием, на разграблении активов и спрятавшие их за границей, чувствовали себя и здесь, и там не слишком уютно. Те же, кто заработал деньги честно, но предпочитал в условиях нестабильности держать их на зарубежных счетах, должны быть поощрены определенными льготами.
Ио упаси нас Бог от "масок-шоу". А также от историй, подобных истории с В.Гусинским. Если хоть раз в банк-посредник нагрянут "маски-шоу", идею возвращения капиталов в Россию можно будет надолго похоронить. Во втором же случае, если он будет тиражироваться, бегство капитала лишь возрастет.
Переведенные из-за рубежа деньги будут инвестироваться в согласованные с государством промышленные проекты, представляющие наибольший интерес как для инвесторов, так и для развития отечественной экономики. В частности, предлагается многолетняя программа по производству грузопассажирских самолетов ИЛ-96 М/Т и ИЛ-96-300 совместно с Эксимбанком США и ЕБРР. Второй проект - судостроение с участием украинской стороны, который предполагает конверсию наших долговых требований к правительству Украины.
Эти проекты станут точками роста, способными потянуть за собой значительную часть обрабатывающей промышленности, следствием чего станет открытие новых рабочих мест и стабильные заработки сотен тысяч россиян. К ним можно будет добавить впоследствии проекты в автомобилестроении, ТЭК, ВПК.
Возвратившиеся деньги могут быть использованы и для покупки акций основных компаний типа Газпром, ЕЭС, ЛУКойл, откуп российского внешнего долга. Но проекты промышленного развития наиболее важны для правительства.
В НИС уже обращаются конкретные люди, которые готовы были бы воспользоваться предлагаемой схемой под гарантии ряда фракций проголосовать за необходимые изменения в налоговом законодательстве. Таких людей немало. Они ждут конкретных решений.
Слово - за правительством и депутатами. Предварительное обсуждение показало, что большинство партий, которые представлены в новой Думе фракциями, сходятся во мнении о необходимости принятия поправок к законодательству, создающих благоприятные условия для возвращения капитала в РФ.
Наверное, после необходимых законодательных актов надо будет также регламентировать особый подход к налогообложению соответствующими соглашениями между уполномоченными банками и Госналогслужбой. Однако важно заранее условиться о том, что уполномоченные банки не будут до определенного срока передавать в Госналогслужбу фамилии лиц, не запятнавших себя криминалом и готовых принять участие в предлагаемом проекте, потому что люди будут бояться произвола, утечки информации к бандитам, вымогательства, запугиваний, даже несмотря на то, что они деньги не украли. Именно по этим причинам вполне добропорядочные бизнесмены хотели бы некоторое время сохранять свое инкогнито и просят нас дать гарантии.
Мы обещали им оказать всяческое содействие в этом вопросе. Однако сразу же предупреждаем тех, кому ни под каким видом не стоит обращаться ни в НИС, ни в уполномоченные банки, если таковые будут назначены. Прежде всего, это лица, которые имели отношение к искусственно обанкроченным банкам либо к преступным группам.
Что касается основополагающих гарантий для владельцев легальных капиталов, то их может предоставить только власть.
Законодатели должны резко снизить или временно обнулить ставку подоходного налога с уровня декларированных доходов, например, в 1 млн. долларов. Исполнительная власть должна согласиться со схемой возврата в РФ чистых денег. НИС при этом может стать своего рода мировым судьей, наблюдающим за инвестициями возвращенных в Россию денег и за практикой отношения власти к людям их возвращающим. Разумеется, функция НИС будет лишь общественно-консультативной.
На мой взгляд, не следует использовать применительно к гарантиям термин амнистия, как это предлагают некоторые партии. Криминальные деньги амнистированию не подлежат, а к владельцам некриминальных капиталов слово амнистия неприменимо. Напомню, что речь идет о суммах в десятки миллиардов долларов легально заработанных и вывезенных денег. Часть этих денег при использовании предлагаемой схемы может в довольно короткие сроки влиться в отечественную экономику.
Нужны ли нам в таком случае будут кредиты МВФ и прочие заимствования? Во всяком случае, это не будет столь принципиальным вопросом, особенно при таком неэффективном использовании занимаемых денег, как в последние 5-7 лет. К тому же не стоит забывать, что внешний долг РФ уже достиг 160 млрд. долларов. Пора бы остановиться...
АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ,
Председатель Национального инвестиционного совета,
Президент АКБ "Национальный резервный банк"