Новые тенденции в экономике, ее грядущая виртуализация заставили многих практически забыть о старых классических принципах экономики, которые благополучно сопровождали человечество до сего момента на протяжении последних нескольких сотен лет. В экономическую теорию бодрой поступью вошел Новый Экономический Принцип (успевший на Западе оформиться в поговорку): «фирма = два стола + три компьютера», - и тут же приобрел безумную популярность. Если отбросить первичные хлопоты по организации бизнеса (затраты на приобретение элементарного компьютерного оборудования), то дальнейшие шаги Internet-коммерсанта, как правило, представляли собою симбиоз какой-то детской игры и отчаянно-наивной веры в удачу на пустом месте. Самое смешное, что элемент игры сразу же обретал вполне реальные черты. Причем, если на заре новой эпохи для достижения успеха все-таки требовались определенные усилия по созданию реально действующей коммерческой структуры (пример: Amazon.com), то через некоторое время задача упростилась до неприличия. Стало вполне достаточным создать звучный web-адрес и зарезервировать место в Internet, а также написать в горячечном бреду эмиссионный проспект, обещающий «всем и всё… или почти всё…», правда, «…не сейчас, а чуть попозже».
Все выглядело замечательно и красиво, и сплочённые людские массы уже совсем было двинулись в сторону новой экономической эры, обещавшей всем и каждому безмерную порцию халявы. Но тут поразительная убежденность миллионов людей в наступившем всеобщем счастье начала давать подозрительный крен. Биржевые котировки потихоньку (а в ряде случаев и совсем даже не потихоньку) начали сползать вниз. Все вдруг осознали, что капитализация любой новоявленной Internet-фирмы в сотни и тысячи раз превышает ее будущий коммерческий оборот. Осознав это, инвесторы задумались, когда же вложения в такие прогрессивные фирмы начнут себя окупать – в следующем десятилетии, следующем веке или же только в следующем тысячелетии?.. От таких тоскливых мыслей у инвесторов побежали по телу мурашки, и они стали припоминать порядком подзабытые классические нормы экономики.
Если взять себе за труд разобраться в давно известных экономических категориях и сравнить их с пропагандируемым революционным Internet-будущим, то возникает впечатление, что человечество находится на грани коллективного умопомешательства.
Во-первых, следует вспомнить теории конкуренции и теории фирмы (Р. Коуз, Дж. Стиглер, Дж. Хикс, П. Самуэльсон). Согласно экономическим принципам Internet-экономики, производственные издержки уже не являются сдерживающим фактором в создании и поддержании бизнеса, поскольку многие задачи решаются виртуально – без привлечения дополнительного штата сотрудников, без аренды крупного офиса и т.п. То есть, защитные барьеры в виде крупных производственных расходов уходят в небытие. Конкуренция становится максимально эластичной. Теоретически в одно и то же время может возникать бесконечное множество бизнес-инициатив, действующих в одной рыночной нише под разными торговыми марками.
Вспомним утверждение А Курно: «Рыночная конкуренция несовершенна до тех пор, пока цена превышает предельные затраты [себестоимость] фирмы, и эта разность приближается к нулю, когда число конкурентов приближается к бесконечности». Действительно, если посмотреть на бесконечное клонирование Internet-фирм, похожих друг на друга как две капли воды, становится ясно: центральным моментом борьбы за выживание становится снижение цен. А поскольку доступ в Internet-commerce гипотетически не закрыт никому, то и границ в ценовой борьбе в общем-то нет. Вопрос в том, кто первым опустит цены до уровня себестоимости. А затем и ниже себестоимости (когда конкуренты сделают то же самое).
Не случайно появляются совершенно абсурдные примеры сервисных Internet-фирм, предлагающих свои услуги бесплатно. Так, германские фирмы FreeNet.de* и Web.de строят свою деятельность исключительно на предоставлении бесплатных почтовых ящиков, а также на бесплатном обслуживании частных web-страниц. Еще одна германская фирма Gigabell с осени текущего года начнет предоставлять массированный бесплатный доступ в Internet. Ведущий германский аукционный дом Ricardo.de также предоставляет все свои услуги совершенно бесплатно. При всем при том реклама, размещаемая на страницах перечисленных компаний, покрывает всего лишь 5-10% их фирменных затрат, и в ближайшем будущем доходы от рекламы будут только снижаться. Американский аукционный дом eBay.com, правда, сделал попытку ввести мизерные сборы со своих клиентов, результатом чего явилось мгновенное сокращение числа его клиентов на 90%.
Такие смелые начинания – бесплатные услуги – другим многочисленным конкурентам, конечно же, сложно переплюнуть. Если только другие фирмы не начнут приплачивать своему клиенту. Называя вещи своими именами, следует признать – это агония. Скорее всего, погибнут и сами «первопроходцы» бесплатных услуг, и их конкуренты.
Второй пример затрагивает вопросы экономического равновесия в теориях спроса и предложения. Если принять на веру утверждения о неслучайности и необходимости практически всех возникающих Internet-фирм, напрашивается вывод: человечество вступает в качественно новую фазу в сфере потребления. Потреблять начнут все и всё, причем в безудержных масштабах. Только так можно оправдать совершенно заоблачные объемы товаров и услуг, предлагаемых через Internet.
Разумеется, такой взрыв в потреблении наступить не может. Существуют вполне реальные барьеры в виде объемов денежной массы, числа платежеспособного населения, а также платежного потенциала каждого отдельного индивидуума. Условно говоря, требуется не просто постоянное присутствие в Internet всего миллиардного населения Индии, но и наличие у каждого индийца многих тысяч долларов в кармане. Нелепо полагать, что совокупный объем потребления человечества до эпохи Internet оставался недостаточным, и все только и находились в ожидании новых форм торговли. Человечество потребляет ровно столько, сколько должно потреблять. Если бы существовал серьезный неудовлетворенный потребительский потенциал, мировые цены неминуемо, а главное, постоянно поднимались бы вверх (вследствие превышения неудовлетворенного спроса над предложением).
Соответственно, общемировой объем спроса вряд ли способен так же спонтанно вырасти, как растут сейчас объемы Internet-предложения. Единственное, что может сделать человечество в защиту Internet, так это перекинуть все свои покупки из реального мира в виртуальный. Но тут вступает в силу несовершенство купли-продажи через Сеть. Покупая изделие от Versace, клиент скорее всего предпочтет отправиться за товаром лично (срабатывают элементарные психологические установки: публичный акт совершения престижной покупки, элементарные удобства по примерке, возможность подгонки своего размера). Для покупки буханки хлеба клиент скорее всего завернет в ближайший магазин по дороге с работы домой. Работа-то пока у всех не виртуальная, и каждый день рядовой обыватель совершает путь из дома в офис, из офиса домой.
Хорошим примером успеха Internet-commerce часто называют книжные online-магазины. Так вот, несколько дней тому назад ведущие германские книжные online-магазины Bücher.de и Buch.de констатировали свою неспособность выжить только в Internet-commerce, и заявили о серьезном изменении своей стратегии – они начинают продвижение своей продукции в реальных городских книжных магазинах.
Можно какое-то время прикрывать низкий сбытовой потенциал Internet предположениями, что массовый клиент боится мошенничества при платежных операциях в Сети. К сожалению, это не так. Если бы ведущие мировые производители видели для себя реальные возможности в Internet-commerce, то, потратив баснословные суммы на разработки, добились бы появления необходимых защитных мер. Пока что этой проблемой занимаются далеко не самые известные фирмы, с очень неясными практическими достижениями.
Разумеется, такая критика Internet-бизнеса не носит абсолютного характера. Единственный вывод, который нужно сделать, заключается в том, что Internet-фантазии обогнали свое время. И как водится, выродились в банальные биржевые спекуляции, которые рано или поздно с треском обвалятся.
*Все компании, использованные в статье в качестве примеров (FreeNet.de, Web.de, Gigabell, Ricardo.de, eBay.com, Bücher.de, Buch.de) являются публичными биржевыми компаниями, акции которых торгуются на Neuer Markt Deutsche Börse, Германия (за исключением eBay.com – акции которой котируются в NASDAQ, США).